Молитва перед трапезой и после нее. Молитва перед едой и после нее – одна из основ православного быта

08.05.2024

Зачем люди молятся перед едой? Раньше мне казалось, что в этом есть что-то неправильное, напускное. Человек помолился утром и вечером, поговорил с Богом, и это хорошо. При чем здесь пища, сугубо бытовая вещь? На самом деле такое молитвенное обращение имеет огромное значение.

Я сам это понял на своем примере. Стал молиться потому, что были проблемы с пищеварением, и знакомый верующий человек посоветовал до обеда обращаться к Богу. Я сначала объяснил для себя это так: буду читать, чтобы успокоиться, настроиться на принятие пищи.

Молитвенное обращение до обеда заставляет нас задуматься: что значит вообще быть христианином? Вы ходите по выходным в храм, и это хорошо. Возможно, многие читают утреннее и вечернее правило. Но чувствуете ли вы соединение с Богом? Быть христианином – значит внутренне измениться и изменить свою жизнь.

Очень важно каждое свое действие совершать, внутренне общаясь с Богом, в знак того, что ты всецело доверяешь Высшим силам. В этом смысле вкушение пищи – одно из важнейших действий в нашей жизни. Это действие, через которое мы продолжаем свою жизнь.

Кроме того, мы вкушаем нечто материальное, созданное Творцом. И православная молитва перед едой помогает нам понять эту глубокую мысль.

Когда мы молимся за обеденным столом, мы благодарим Бога за жизнь, за возможность дышать, жить, вкушать пищу, радоваться каждому мгновению своей жизни.

Молитвенное обращение освящает наш обед, делает его не просто некой питательной массой, но священной пищей, через которую в нашу жизнь приходит Божия благодать.

Есть у молитвенного обращения к Богу перед едой и практический смысл – действительно, мы успокаиваемся, настраиваемся на разговор с Богом, и это помогает нам уберечься от переедания.

Благодарственное молитвенное обращение – основа веры

Сегодня мы живем в очень интенсивном ритме, нам некогда остановиться, подумать о Боге, почувствовать его присутствие рядом с нами. Пища для нас – это прежде всего некое развлечение, «вкусняшка», с помощью которой мы заедаем свой стресс.

Еда становится спортом или процессом «зарядки батареек», то есть чем-то сугубо утилитарным. Мы порой не замечаем вкуса продуктов, мы торопимся проглотить наши порции и побежать по своим делам.

Молитва исправляет эту печальную ситуацию. Кстати, те люди, которые имеют полезную привычку молиться перед едой, крайне редко имеют проблемы с пищеварением, у них нет болезней желудочно-кишечного тракта.

После вкушения пищи тоже желательно помолиться, поблагодарить Творца за сотворенные им дары, за продолжение жизни.

Молитва помогает:

  • настроиться на спокойный лад,
  • улучшить пищеварение,
  • осознать свою благодарность Богу,
  • выразить любовь Творцу.

Как читать молитву перед едой

Давайте вспомним, как жили наши предки. Для них молитвенное обращение было основой жизни. Они все делали с молитвой, и прежде всего не забывали помолиться перед обедом. Семьи у них были дружные, большие, и даже в неурожайные годы пищи хватало на всех.

Обед готовила самая старшая из женщин, молодые ей помогали. Готовили часто с молитвой, благословляли приготовленные блюда. Сейчас такая традиция уходит. Многие из нас покупают готовые блюда в магазине. И неизвестно, какую пользу может принести такой обед?

Ситуацию может исправить ваша собственная молитва перед началом трапезы. Даже если вы не сами приготовили свой обед, искреннее обращение к Богу поможет освятить его, сделать более полезным.

Если задуматься о том, что такое еда, то становится ясно: пища – это проявление Божией заботы о людях. Все на свете создано Богом, и та еда, которую мы употребляем для жизненной активности, повышения уровня энергии, продолжения своей жизни в целом, также создана Богом для нас. Нам нужно ценить этот факт и благодарить Бога за то, что у нас есть пища.

Поэтому в начале трапезы еще раз вспомните об этом, мысленно (или вслух, если уместно) поблагодарите Бога за ваш обед или ужин, а также прочтите каноническую молитву. Это может быть специальный текст на принятие пищи.

Но если вы ее не можете запомнить, то прочитайте «Отче наш» или «Богородице Дево, радуйся». Это благословляющая молитва, прочитав ее, вы тем самым освящаете обед. В православии такое благословение имеют право делать не только священники, но и все верующие люди. Прочитав молитву, перекрестите блюда и со спокойной душой приступайте к обеду.

Воспитательное значение

Очень важно, чтобы вы не только сами молились перед началом еды, но и учили этому детей. Наши дети живут в совершенно другом мире, они вступают в гонку за деньги, за жизненные блага с самого юного возраста.

Поэтому вы должны, как родители, объяснить детям, что важнее всего на свете – это душа. Ее нельзя купить ни за какие деньги. Душа очищается только при помощи общения с Богом. Ваш пример будет лучшим уроком для ваших детей: молитесь сами, и они будет повторять за вами слова священных текстов.

Только в семье ребенку можно привить доброе отношение к другим людям, разъяснить великую силу молитвы. Если ваш сын или дочь будут видеть, как вы усердно молитесь перед едой и после принятия пищи, то и они будут поступать точно так же.

Их восприятие жизни станет другим: появится больше любви, уважения, взаимопонимания. А также появится другое отношение к еде – как к чему-то священному.

Что делать, если вы в гостях или в кафе? Ничего страшного, вы можете помолиться про себя. А можете произнести текст молитвы вполголоса, этим вы никому не помешаете.

В качестве молитвы перед едой можно использовать:

  • канонические молитвы («Отче наш»),
  • молитвы благодарности, выраженные своими словами,
  • специальную молитву («Очи всех…»).
Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

В православном быту перед едой обязательно читается специальная молитва. Именно она считается напоминанием верующему человеку, что не хлебом единым живет человек и душевные ценности имеют для него большее значение. В молитвенном обращении перед едой люди благодарят Господа за то, что он послал им пищу, и за то, что они могут разделить ее с домочадцами.

Православная вера подразумевает, что пища не должна использоваться для чревоугодия, которое является грехом. Но если она благословлена молитвой, то она даст достаточное количество энергии для здоровья тела и разума. А это значит, что человек научится правильно расставлять жизненные приоритеты и жить праведно.

Православные молитвы перед едой и после еды на русском языке

Как правило, в христианских семьях, домочадцы собираются за столом, и произносится молитва в виде простого и понятного благословения. При этом в столовой обязательно должна быть установлена икона. Молитву, обычно, проговаривает один человек, а все остальные члены семьи проговаривают ее слова про себя или вполголоса. Но в каждой семье могут устанавливаться свои правила. К примеру, часто моление проводится в виде песнопений.

Святые отцы, почитаемые в христианстве, утверждают, что молитвы до и после трапезы очень важны. Многие из них считают, что причиной многих недугов человека является то, что обычай благословлять пищу утрачен. В современном мире многие люди садятся за стол в плохом настроении с негативными мыслями и злобой в душе. Пища впитывает отрицательную энергетику и негативно влияет на состояние организма человека. Негативное воздействие на качество пищи оказывают также ссоры и конфликты в кухне.



Молитва перед вкушением пищи

Для молитвы перед вкушением пищи существуют особые правила, которых следует придерживаться. Все участники трапезы должны взяться за руки или сложить руки перед собой, склонив голову. Перед началом молитвенного чтения необходимо некоторое время посидеть в тишине, для правильного настроя.

Текст молитвы перед едой может звучать так:

«Благослови, Господи, пищу эту для нашего тела, и позволь нам сохранить веру в своих сердцах. Мы молимся во имя Спасителя Иисуса Христа. Аминь».

Также может использоваться и другой вариант молитвы перед едой:

Благодарим Тебя, Господи, за насущный хлеб и пищу, дарованную нам Тобой во светлое благо. Не позволь нам поддаться греху чревоугодия и не посылай нам голод для искупления своих прегрешений. Аминь».

После проговаривания молитвенных слов можно приступать к трапезе. Но следует помнить о том, что если за столом присутствуют приглашенные гости, то молитву следует произносить про себя. Это позволит избежать неудобной ситуации, если за столом находятся люди другого вероисповедания.

Молитва для благословения еды и питья

Пища и питье нужны человеку для полноценной жизни. Но, чтобы не поддаться чревоугодию и получить максимальную отдачу от потребляемой пищи требуется ее благословить. После прочтения такой молитвы пища обязательно перекрещивается. Очень важно, чтобы в этом случае молитвенный текст произносился искренне и в хорошем настроении.

Молитва для благословения еды и питья звучит так:

«Господи Иисусе Христе, Спаситель и Господь наш, благослови нашу пищу и питье молитвами Пречистой Твоей Матери Девы Марии и всех святых Твоих. Аминь».

Молитва после вкушения пищи

Молитва после вкушения пищи также должна читаться обязательно. После того как все потрапезничали, глава семьи негромко проговаривает специальный молитвенный текст. Все остальные домочадцы должны повторять его шепотом. Допускается также сидеть в молчании, наклонив голову и сложив перед собой руки.

Молитва после еды звучит так:

«Благодарим Тебя, Господи, Спаситель рода человеческого Иисус Христос, что насытил всех нас земных и даровал блага Свои. Просим не лишить нас надежды на Небесное Царство Твое. Приди к нам, спаси и сохрани нас. Господи помилуй (проговаривается три раза) и благослови. Аминь».

В исламе требования к приему пищи очень жесткие. К примеру, за столом должна использоваться только та посуда, которая принадлежит мусульманину. В противном случае ее следует долго и тщательно мыть под проточной водой. Мусульманство требует соблюдение чистоты, аккуратности и умеренности во время трапезы. Кроме этого молитва перед едой является обязательным ритуалом.

Перед едой мусульмане произносят на арабском языке специальные дуа.

В переводе на русский язык они означают следующее:

«Во имя Аллаха, и милосердного и милостивого». «Великий, Аллах! Пища твоя является благом для нас, защити нас от злых сил и от дьявола».

Причем первая фраза, то есть дуа «Биссмилях» произносится перед каждой переменой блюд. Если случилось так, что в силу каких-то причин мусульманин забыл произнести специальные дуа перед приемом пищи, то после еды он должен сказать фразу на арабском языке.

В переводе на русский язык она означает:

«С именем Аллаха начинаю и заканчиваю».

До и после еды мусульмане должны обязательно тщательно омывать руки. Причем примечательно то, что выполняется мытье руку непосредственно за столом. Самые младшие члены семьи подносят к домочадцу тазик и кувшин, из которого льют воду на руки. После этого предлагается полотенце. Если за столом присутствуют почетные гости, то кувшин с тазом для омовения рук подносит непосредственно хозяин дома.

Какую молитву нужно обязательно читать перед едой

Молитва перед вкушением пищи для каждого верующего человека должна стать обязательным обычаем. Большую роль играет данный ритуал и при воспитании детей. Издавна отмечается, кода в семье было принято произносить молитвы перед трапезой, то дети начинали уважительно относиться к труду родителей и продуктам питания. Кроме того, важность молитвенного обращения к Богу перед едой состоит в том, что такой ритуал обеспечивает сохранение цельности семьи. Ведь молитва подразумевает, что все домочадцы должны собраться хотя бы один раз в день за общим столом.

Молитва перед приемом пищи должна быть понятна и проста, ее смысл должны понимать все, собравшиеся за столом вне зависимости от возраста. По своей сути такая молитва представляет благодарственное обращение к Высшим силам. Допускается не использовать стандартные тексты, а произносить пару строк от себя. Тем более что в таком варианте молитвы звучат более искренне, в то время, как предложенные в молитвословах тексты могут создавать впечатление наигранности. В каждой семье могут быть придуманы свои благодарственные слова, которые будут понятны всем. Иногда молитва перед едой заменяется чтением очень сильной молитвы, известной каждому верующему человеку «Отче наш».

Важно понимать, что молитва перед едой не должна звучать «между прочим», ее нужно читать в полном сосредоточении. Для этого в столовой обязательно должна находиться икона Спасителя или Пресвятой Богородицы. При этом очень важно садится за стол в хорошем настроении. Если в жизни произошли неприятные события, которые нарушили душевное равновесие, то нужно усилием воли отбросить негативные мысли. Если не получается это сделать, то лучше на некоторое время перенести прием пищи. Причем все домочадцы должны постараться вернуть близкому человеку спокойствие духа.

Как пред началом всякого молитвословия, прежде всего полагаются три поклона с покаянными молитвами:

Боже, очисти мя грешнаго. (Поклон.)

(Поклон.)

(Поклон.)

Посем молитва перед трапезой

Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения.

Слава: (Поклон.) И ныне: (Поклон.) Господи, помилуй. (Трижды.) (Поклон. ) Благослови.

Иерей

И мы : Аминь.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПОСЛЕ ЗАВТРАКА

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ, не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам, и спаси нас.

Слава: (Поклон. ) И ныне: (Поклон.) Господи, помилуй. (Трижды.) (Поклон.) Благослови.

Иерей:

Мы : Аминь.

Боже, очисти мя грешнаго. (Поклон.)

Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон.)

(Поклон.)

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПЕРЕД ОБЕДОМ

Три кратких покаянных молитвы с поклонами.

Боже, очисти мя грешнаго. (Поклон.)

Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон.)

Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго. (Поклон.)

Затем:

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Слава: (Поклон. ) И ныне: (Поклон.) Господи, помилуй. (Трижды.) (Поклон.) Благослови.

Иерей : Христе Боже, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко Свят еси, всегда, ныне и присно, и во веки веков.

(В отсутствие иерея мирские: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко Свят ecu, всегда, ныне и присно, и во веки веков.)

Все: Аминь.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПОСЛЕ ОБЕДА

Творим отпуст : Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.

И мы : Аминь.

Благословен Бог, милуяй и питаяй нас от юности нашея, даяй пищу всякой плоти, исполни радости и веселия сердца наша, да всегда всякое довольство имуще, преизобилуем во всякое дело благое, во Христе Иисусе Господе нашем: с Нимже Тебе слава подобает, держава, честь и поклонение, со Святым Духом во веки. Аминь.

Слава Тебе, Господи, слава Тебе, Святый, слава Тебе, Царю, яко дал еси нам брашна в веселие: исполни нас и Духа Святаго, да обрящемся пред Тобою благоугодни и непостыдни, егда воздаси комуждо по делом его.

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ, не лиши нас и небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Затем поются или читаются тропари в тот день служащихся праздников - Господского, Богородичного, Архангелов, Предтечи, Апостолов и великих Вселенских Святителей (с поклоном после каждого тропаря).

Посем тропарь Всем Русским Святы м (глас 8):

Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, земля Русская приносит Ти, Господи, всех святых, в той просиявших. Тех молитвами в мире глубоце Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве.

И тропари празднуемых в тот день русских святых (с поклонами).

Слава: Тропарь пророку Илии (глас 4):

Во плоти ангел, пророков основание, вторый предтеча пришествия Христова, Илия славный, от ангела пищу приемый и вдовицу во время глада препитавый, и нам, почитающим тя, благодатный питатель буди.

И ныне: Богородичен (глас тойже):

К Заступнице страны нашей Приснодеве Богородице притецем, и к первописанной иконе Ея ныне припадем, с верою зовуще из глубины души: о Мати Божия, спаси землю Русскую, исцели сокрушение ея, и верных людей утеши.

К благодарению за насыщение может быть присоединено моление об устроителях трапезы и благодетелях. Тогда по окончании тропаря Богородице иерей возглашает:

Милостиве Господи, помилуй рабов Твоих, нас милующих. Все повторяют этот припев. Иерей: Слава. И мы: И ныне. Затем поют катавасию:

Избави от бед и скорбей рабов Твоих, питающих нас, Милостиве, яко мы усердно к Тебе прибегаем, к Милостивому Питателю нашему и всем милостивым помилование обещавшему.

Иерей произносит ектению: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимтися, услыши и помилуй.

Все: Господи, помилуй. (Трижды.)

Иерей: Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов... (Мирской начинает прошение: Помилуй Господи... далее продолжение общее ) всех любящих, милующих и питающих нас, благодеющих и служащих нам, заповедавших и о них же заповедано нам молитися, и всех сродников их, о еже воздати им за любовь к нам, помянути их веру в силу молитвы братии и священников Твоих, и по вере их исполните вся прошения их, излити на них блага духовная и телесная, благословити успехом труды и начинания их, и сохранити их от всяких скорбей (наипаче же да не будет им скорби за сие дело любви, нам совершаемое), молимся Тебе, Милосерде Господи, услыши нас грешных, молящихся Тебе, и помилуй.

Все : Господи, помилуй. (Трижды.)

Иерей: Яко милостив...

Все : Аминь.

Слава: (Поклон.) И ныне: (Поклон.) Господи, помилуй. (Трижды.) (Поклон.) Благослови.

Иерей : Благословен Бог, милуяй и питаяй нас от Своих богатых даров, Своею благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков.

(В отсутствие иерея мирские: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.)

Все: Аминь.

В заключение полагается три поклона с обычными молитвами и все благодарят устроителей трапезы и старшего из сотрапезников.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПЕРЕД НЕУСТАВНЫМИ ТРАПЕЗАМИ (ЧАЕПИТИЯМИ)

Три кратких покаянных молитвы с поклонами:

Боже, очисти мя грешнаго. (Поклон.)

Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон.)

Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго. (Поклон.)

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Слава, и ныне. Господи, помилуй. (Трижды.)

Иерей : Христе Боже, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко Свят еси, всегда, ныне и присно, и во веки веков.

[Если трапезуют только миряне, то сам читающий молитву, обычно старейший, не благословляя трапезы, произносит:

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко Свят еси, всегда, ныне и присно, и во веки веков.]

И мы : Аминь.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПОСЛЕ НЕУСТАВНЫХ ТРАПЕЗ

Достойно есть, яко воистинну, блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава, и ныне . Господи, помилуй. (Трижды.) Благослови.

Иерей: С нами Бог Своею благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Мы : Аминь.

(В отсутствие иерея: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.)

И три заключительных поклона с молитвами:

Боже, очисти мя грешнаго. (Поклон.)

Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон.)

Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешнаго. (Поклон.)

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПЕРЕД УЖИНОМ

Боже, очисти мя грешнаго. (Поклон.)

Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон.)

Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго. (Поклон.)

После трех покаянных молитв:

Ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его, жива будут сердца их в век века.

Слава, и ныне . Господи помилуй. (Трижды.) Благослови.

Иерей : Христе Боже, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко Свят еси, всегда, ныне и присно, и во веки веков.

[Если трапезуют только миряне, то сам читающий молитву, обычно старейший, не благословляя трапезы, произносит:

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко Свят еси, всегда, ныне и присно, и во веки веков.]

И мы : Аминь.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПОСЛЕ УЖИНА

Бысть чрево Твое Святая Трапеза, имущая Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего, от Негоже всяк ядый не умирает, якоже рече всех, Богородительнице, Питатель.

Честнейшую херувим, и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Возвеселил ны еси, Господи, в творениих Твоих, и в делех руку Твоею возрадуемся. Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи, дал еси веселие в сердце моем, от плода пшеницы, вина и елея своего умножишася. В мире вкупе усну, и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси.

Слава, и ныне : Господи, помилуй. (Трижды.) Благослови.

Иерей: С нами Бог Своею благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Мы : Аминь.

(В отсутствие иерея: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.) ..

Быть христианином - это не просто ходить в храм одни раз в неделю. Должна измениться вся жизнь человека. Каждое дело надо осенять молитвой, читают ее и перед едой. Это очень символичное действие, которое, по вере православных батюшек, делает пищу особенно вкусной и полезной. Какие же молитвы произносятся перед трапезой?


Зачем освящать еду перед употреблением

Прием пищи кажется самым обыденным делом, современные люди не видят в этом ничего сакрального. Однако, это не так. Обращение к перед обедом очень значительно:

  • освящает пищу;
  • выражает благодарность за все Божии дары;
  • уберегает от греха чревоугодия;
  • помогает не лишиться благодати и в дальнейшем.

Сегодняшний ритм жизни превратил обед в нечто не столь значительное - надо успеть «закинуть в топку» что-нибудь вкусненькое. Мы не думаем о том, какую пользу или вред могут нанести продукты, тем более не вспоминаем о Боге. И совершенно напрасно. По словам Серафима Вырицкого, от этого происходят многие болезни.

Раньше наши предки все делали с молитвой: сеяли, пахали, собирали урожай и готовили . Сегодня же мы не знаем, какие бранные слова звучали над пищей, какую энергетику вложили повара в то, что мы едим. Поэтому еду надо окропить крещенской водой, произнести над ней молитвы. Тогда можно смело кушать.

Разнообразные блюда - это проявление заботы Господа о нас, людях. Так проявляется Его благословение. Сама природа, а через нее выполняют Божье поручение, заботясь о том, чтобы человек получил свое пропитание. Именно поэтому и принято выражать благодарность чтением - самая главная молитва, имеющая глубокий духовный смысл. Не лишним будет пропеть также - ведь везде, где благодать.

Призывать благословение могут не только духовные лица, но и обычные люди - миряне. Для этого составлено специальное краткое прошение, которое читают перед принятием пищи.

Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же на́ш, благослови́ на́м пи́щу и питие́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и все́х святы́х Твои́х, я́ко благослове́н во ве́ки веко́в. Ами́нь. (И перекрестить пищу и питие)

Воспитательное значение молитвы

Современный мир не учит детей ничему доброму. Они видят вокруг себя лишь пропаганду развлечений, им внушают, что для счастья необходимо покупать дорогую одежду, иметь роскошный автомобиль. И только семья может противостоять этому потоку безбожной ереси.

Если ребенок видит с малых лет, как родители молятся перед обедом или ужином, они начинают воспринимать события по-другому. Они бережно относятся к продуктам, уважают труд родителей. Чадо привыкает обедать за столом неспешно, общаясь со всей семьей - бабушкой, дедушкой, родителями, братьями и сестрами. Поддерживается связь между поколениями, передаются традиции.


Молитва перед едой - текст

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Вариант молитвы перед едой:
Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения
«Молитва на благословение еды и пития мирянам»

Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь. (И перекрести пищу и питие).


Как правильно молиться перед едой

При каждом храме имеется трапезная. Тот, кто хоть раз помогал в церкви, работал в монастыре, бывал и в том месте, где обедает духовенство и клир (мирские сотрудники). Когда наступает время, все собираются в зале, встают лицом к образам. Старший священник (это может быть архиерей или настоятель) читает молитву. Перед едой также принято петь «Отче наш», праздничные тропари. Когда духовник благословит пищу, все садятся и приступают к трапезе.

Еще одна благочестивая православная традиция - слушать во время пребывания за столом жизнеописания святых. Таким образом как бы продолжается богослужение. Если же обед проходит дома, то все собираются на кухне. Там обязательно должен находиться образ , можно и святых угодников, Матери Божией. Глава семьи произносит молитву, все повторяют за ним вслух или про себя, как удобней. Конечно, жития читать необязательно, это уже по желанию.

После еды тоже говорится молитва - . При храме она может читаться (петься) совместно, либо частным порядком. Человек, которому необходимо уйти пораньше, встает к образам и произносит текст про себя, крестится. Затем желает всем Ангела за трапезой, только потом выходит. Аналогичную традицию можно завести и дома. В некоторых семьях обращения к Господу произносят по очереди.

«Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ» - так начинается молитва, которую читают после того, как встают из-за стола. Человек выражает Спасителю признательность за то, что он посылает пищу. Далее следует просьба о том, чтобы Господь не лишил и Царства Небесного, но незримо явился посреди присутствующих и послал мир в душе, спас от адский мучений.

Молитва после еды

«Молитва после вкушения пищи»
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Молитва как духовная пища

Привычка постоянно обращаться к Творцу очень полезна для духовного состояния. Человек, который не способен благодарить, на самом деле очень далек от молитвенного состояния души. Ведь это первый признак смирения, без которого не получить прощения грехов. Гордыня - прямой путь в ад. Тот, кто не считает нужным молиться перед едой, отказывается признавать владычество Бога над собой. Все, что имеет, приписывает собственным талантам, забывая, что они тоже являются подарком свыше.

Задумайтесь, как земледелец получает урожай. Господь посылает с небес дождь, когда надо, то солнечное тепло. Никто из нас не смог бы трудиться, если бы Бог не давал физическую силу. Каждого щедро наделил Творец талантами - один способен к усвоению знаний, третий - помогает окружающим. Так, общими усилиями, получают люди плоды своих кропотливых трудов.

Необходимо насыщать не только тело, но и свою душу, именно для этого и служит молитва. Как можно чаще следует читать и Библейские главы, чтобы не превращаться в существо приземленное, а быть воистину христианином, освященным Духом Божиим.

Традиция молиться перед вкушением пищи показывает, что человек живет в Слове Божием. Он благодарит Творца за все добрые дела, в том числе за возможности вкушать хлеб насущный. Тот, кто любит Создателя, не постесняется даже в одиночку сделать это. По слову апостола, любое дело необходимо совершать во славу Божию.

Молитва перед едой и после еды (православная) - читать и слушать was last modified: Апрель 20th, 2018 by Bogolub

Наш Церковный Устав знает только две трапезы — обед и ужин. И только для этих двух случаев дает в богослужебных книгах соответствующие чины благословения трапезы и благодарения после нее. Это и понятно, ибо наш Устав слагался по преимуществу в монастырях, где и раннее утро, и вся первая часть дня (почти до полудня) были заняты богослужением.

Но и в монастырях часть братии, несущей разные послушания, отстояв полунощницу, первую часть утрени и шестопсалмие, с началом чтения кафизм отправляются на различные послушания, нередко сопряженные с нелегким физическим трудом. Тем более мирские люди, обязанные житейскими заботами, после утренней молитвы должны исходить на “дело свое и на делание свое даже до вечера” (Пс. 103, 22-23). Ввиду предстоящих трудов необходимо подкрепление телесных сил пищею. Так установилась третья — утренняя трапеза, поставляемая как в мирских домах, так и монастырях, но в последних только для тех, кому с утра предстоит работа. Эта третья трапеза — завтрак — в особенности у мирских людей стала традиционной, неотменной, обычаем узаконенной и потому как бы уставной. Для людей же, занятых тяжелыми физическими трудами, в частности, для русского народа-земледельца, живущего в довольно суровых климатических условиях, и сверх этих трех раз — особенно в долгие летние дни, когда земледельцы в тяжелую страдную пору трудятся от зари до зари, устанавливались дополнительные трапезы. Второй завтрак, получивший название “полдника”, и “паужинок” — легкое подкрепление пищей между обедом и ужином. Но и сверх этого хлебосольный русский народ всегда ради гостя спешил и спешит поставить хотя бы небольшое угощение, устроить хотя бы скромную братскую трапезу. А за последнее столетие не только в городе, но и в деревне, не только у мирян, но и у иноков, стало почти обязательным чаепитие, устраиваемое и ради гостей, и в дополнение или взамен завтрака и полдника.

Верующие люди как всякое вообще дело, так, в частности, принятие пищи, хотя бы и не предусмотренное Уставом, всегда предваряют и завершают молитвой. В монастырях пред трапезой и после нее совершаются общие гласные молитвы, сопровождаемые в соответствующие моменты пением. В Древней Руси в мирских домах в этих случаях возносилась общая гласная молитва для всех участников трапезы. К сожалению, со времен петровского обмирщения Святой Руси почти совсем забыт этот добрый обычай старины. Теперь чаще всего каждый из присутствующих при трапезе читает про себя какую кто знает молитву. Лишь в немногих семьях, берегущих старозаветные обычаи, да при праздничных и поминальных трапезах, возглавляемых священнослужителями, читается или поется общая молитва. Но и в этих случаях, даже в присутствии архиерея, при всяком принятии пищи, будь то завтрак, обед, ужин или только чаепитие, по большей части, читается одно и то же: пред трапезой “Отче наш...” , после нее — “Благодарим Тя, Христе Боже наш... .” , в наполовину сокращенной против даваемой в богослужебных книгах редакции, в которой она печаталась в молитвословах для мирян. Между тем в богослужебных книгах для двух уставных трапез даются совершенно различные чины предтрапезных и послетрапезных молитвословий, составленные применительно к характеру той и другой трапезы. Соответственно этому и для всех иных случаев принятия пищи должны быть особливые для каждого чины благословения предлагаемых снедей и благодарения после вкушения их.

Желание насколько возможно приблизить домашнюю предтрапезную и послетрапезную молитву к Церковному Уставу, как это было в древности на Святой Руси, послужило поводом для составления предлагаемых чинов. В основном для них использованы соответствующие последования богослужебных книг с применением их для мирского обихода и для совершения одними мирянами без священника.

Из всех дневных трапез основною является трапеза обеденная — самая полная, самая обильная, самая продолжительная, за которой разрешается принятие пищи до полного насыщения. Такому характеру обеденной трапезы соответствуют уставные молитвословия, ее окружающие. Правда, пред обедом поется только одна молитва, но то величайшая из молитв, если можно так выразиться, молитва молитв, молитва Господня. А после обеденной трапезы — целый пространный чин благодарения, не только за дарование нам “брашна в веселие”, но и за насыщение: “Яко насытил еси нас земных Твоих благ”. В настоящем опыте применения уставного чина послеобеденного благодарения для мирского употребления он прежде всего сокращен опущением всего, что относится к обряду возношения “Панагии” — хлеба в честь Богоматери, который и в обителях не всегда и не везде совершается. В уставное послеобеденное чинопоследование входят тропари праздника или дня, к которым в некоторых монастырях присоединяется тропарь соборного храма или святой обители. В соответствии с этим в предлагаемом здесь чине кроме тропаря служащегося в тот день праздника Господского, Богородичного или великого вселенского святого, вводится тропарь Всем Русским Святым, общий праздник которых может быть рассматриваем как бы храмовой или обительский для всех православных русских людей. После общего тропаря Всем Русским Святым, в соответствии с тою же мыслью о значении их для нас, русских людей, указываются тропари празднуемым в тот день Русским Святым. После этого на “Славу” вводится тропарь пророку Илии, который, по откровению одному лицу высокодуховной жизни, является питателем в наше время, особенно для молитвенно его призывающих. Соответственно этому несколько изменена редакция тропаря пророку. На “И ныне” в качестве Богородична взят из той же службы Всем Русским Святым тропарь в честь первописанной Владимирской иконы Богоматери, под благодатным покровом Которой слагалась вся история великого государства Российского. В заключение всего чина послеобеденного благодарения присоединяется моление о благотворителях, особенно уместное, когда трапеза — дар любви и попечения братии.

Вечерняя трапеза значительно отличается от обеденной. Она менее обильна, менее продолжительна. Для нее Устав рекомендует не готовить пищу заново, а довольствоваться оставшеюся от обеда. Вечерняя трапеза лишь для легкого подкрепления пищею отходящих ко сну, которую разве только нищие — “убогие” могли бы считать насыщением. Она значительно короче обеда. Соответственно короче и молитвословия, ее окружающие.

Не предусмотренная Уставом утренняя трапеза — завтрак — по характеру своему весьма отлична от обеденной, короче ее и ближе подходит к ужину. Соответственно должны быть отличны от обеденных и молитвословия, окружающие завтрак. Здесь могли бы быть употребляемы молитвословия вечерней трапезы, за исключением стихов 4 псалма, слова которых “в мире вкупе усну и почию” не соответствуют времени. Но для новой трапезы, не предусмотренной Уставом, может быть составлен и новый чин. Подобно тому, как пред ужином читается место из 21 псалма, то и пред завтраком может быть употребляемо известное многим мирянам молитвословие, составленное из 15-16 стихов 144 псалма: “Очи всех на Тя, Господи, уповают...”. А после завтрака может быть, соответственно, чтение также хорошо известной многим мирянам одной из благодарственных послеобеденных молитв: “Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас...”, ибо утреннее насыщение ввиду предстоящих трудов может быть полнее и обильнее вечернего.

Трапеза с чаем и все другие, излишние против Устава, являются как бы некоторым беззаконием, следствием наших немощей. Поэтому Оптинские старцы советовали такие трапезы предварять молением о прощении грехов наших, об исцелении немощей наших, а заканчивать обычною заключительной песнею Богородице: “Достойно есть”, в надежде на то, что и Богоматерь присоединит к нашим молитвам Свое дерзновенное ходатайство о прощении наших грехов, об уврачевании наших немощей.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПЕРЕД ЗАВТРАКОМ

Как пред началом всякого молитвословия, прежде всего полагаются три поклона с покаянными молитвами:

Бо же, очи сти мя гре шнаго. (Поклон.)

(Поклон.)

Без числа согреши х, Го споди, поми луй и прости мя, гре шнаго. (Поклон.)

Посем молитва перед трапезой

Очи всех на Тя, Го споди, упова ют, и Ты дае ши им пи щу во благовре мении, отверза еши Ты ще друю ру ку Твою и исполня еши вся кое живо тно благоволе ния.

Слава: (Поклон.) И ныне: (Поклон.) Господи, помилуй. (Трижды.) (Поклон.) Благослови.

Иерей: Христе Бо же, благослови я стие и питие рабо м Твои м, я ко Свят еси , всегда, ны не и при сно, и во ве ки веко в.

[Если трапезуют только миряне, то сам читающий молитву, обычно старейший, не благословляя трапезы, произносит:

Молитвами святы х оте ц наших, Го споди Иису се Христе Сы не Бо жий, благослови я стие и питие рабо м Твои м, я ко Свят еси , всегда , ны не и при сно, и во ве ки веко в.]

И мы: Ами нь.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПОСЛЕ ЗАВТРАКА

Благодари м Тя, Христе Бо же наш, я ко насы тил еси нас земны х Твоих благ, не лиши нас и Небе снаго Твоего Ца рствия, но я ко посреде учеников Твоих прише л еси , Спа се, мир дая й им, прииди к нам, и спаси нас.

Слава: (Поклон.) И ныне: (Поклон.) Господи, помилуй. (Трижды.) (Поклон.) Благослови.

Иерей: С нами Бог Свое ю благода тию и человеколю бием, всегда, ны не и при сно, и во ве ки веко в.

Мы: Ами нь.

(В отсутствие иерея: Молитвами святы х оте ц наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.)

И три заключительных поклона с молитвами:

Бо же, очи сти мя гре шнаго. (Поклон.)

Созда вый мя, Го споди, поми луй мя. (Поклон.)

Без числа согреши х, Го споди, поми луй и прости мя гре шнаго. (Поклон.)

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПЕРЕД ОБЕДОМ

Три кратких покаянных молитвы с поклонами. Затем:

О тче наш, Иже еси на небесе х! Да святи тся и мя Твое , да прии дет Ца рствие Твое , да бу дет во ля Твоя , я ко на небеси и на земли . Хлеб наш насу щный даждь нам днесь; и оста ви нам до лги на ша, я коже и мы оставля ем должнико м на шим; и не введи нас во искуше ние, но изба ви нас от лука ваго.

Слава: (Поклон.) И ныне: (Поклон.) Господи, помилуй. (Трижды.) (Поклон.) Благослови.

Иерей: Христе Бо же, благослови я стие и питие рабо м Твоим, я ко Свят еси , всегда , ны не и при сно, и во ве ки веко в.

(В отсутствие иерея мирские: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови я стие и питие рабом Твоим, я ко Свят ecu , всегда, ныне и присно, и во веки веков.)

Все: Аминь.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПОСЛЕ ОБЕДА

Творим отпуст: Молитвами святы х оте ц наших, Господи Иису се Христе Бо же наш, помилуй нас.

И мы: Аминь.

Благослове н Бог, ми луяй и пита яй нас от юности на шея, дая й пищу вся кой пло ти, испо лни ра дости и весе лия сердца на ша, да всегда вся кое дово льство иму ще, преизоби луем во всякое де ло благо е, во Христе Иису се Го споде на шем: с Ни мже Тебе сла ва подоба ет, держа ва, честь и поклоне ние, со Святы м Ду хом во ве ки. Ами нь.

Сла ва Тебе , Го споди, сла ва Тебе , Святы й, сла ва Тебе , Царю , я ко дал еси нам бра шна в весе лие: испо лни нас и Ду ха Свята го, да обря щемся пред Тобо ю благоуго дни и непосты дни, егда возда си кому ждо по дело м его .

Благодари м Тя, Христе Бо же наш, я ко насы тил еси нас земны х Твоих благ, не лиши нас и небе снаго Твоего Ца рствия, но я ко посреде ученико в Твоих прише л еси , Спа се, мир дая й им, прииди к нам и спаси нас.

Затем поются или читаются тропари в тот день служащихся праздников — Господского, Богородичного, Архангелов, Предтечи, Апостолов и великих Вселенских Святителей (с поклоном после каждого тропаря).

Посем тропарь Всем Русским Святым (глас 8):

Я коже плод кра сный Твоего спаси тельнаго се яния, земля Ру сская прино сит Ти, Го споди, всех святы х, в той просия вших. Тех моли твами в ми ре глубо це Це рковь и страну нашу Богоро дицею соблюди , Многоми лостиве.

И тропари празднуемых в тот день русских святых (с поклонами).

Слава: Тропарь пророку Илии (глас 4):

Во пло ти а нгел, проро ков основа ние, вторы й предте ча прише ствия Христо ва, Илия сла вный, от а нгела пи щу прие мый и вдови цу во вре мя гла да препита вый, и нам, почита ющим тя, благода тный пита тель бу ди.

И ныне: Богородичен (глас тойже):

К Засту пнице страны на шей Присноде ве Богоро дице притеце м, и к первопи санной ико не Ея ны не припаде м, с верою зову ще из глубины души : о Ма ти Бо жия, спаси зе млю Ру сскую, исце ли сокруше ние ея , и ве рных люде й уте ши.

К благодарению за насыщение может быть присоединено моление об устроителях трапезы и благодетелях. Тогда по окончании тропаря Богородице иерей возглашает:

Ми лостиве Господи, поми луй рабо в Твои х, нас ми лующих. Все повторяют этот припев. Иерей: Слава . И мы: И ныне. Затем поют катавасию:

Изба ви от бед и скорбе й рабо в Твоих, пита ющих нас, Ми лостиве, я ко мы усе рдно к Тебе прибега ем, к Ми лостивому Пита телю на шему и всем ми лостивым помилование обеща вшему.

Иерей произносит ектению: Поми луй нас, Бо же, по вели цей ми лости Твое й, мо лимтися, услы ши и поми луй.

Все: Господи, помилуй. (Трижды.)

Иерей: Еще мо лимся о ми лости, жи зни, ми ре, здра вии, спасе нии, посеще нии, проще нии и оставле нии грехо в... (Мирской начинает прошение: Помилуй Господи... далее продолжение общее) всех лю бящих, ми лующих и пита ющих нас, благоде ющих и служа щих нам, запове давших и о них же запове дано нам моли тися, и всех сро дников их, о е же возда ти им за любо вь к нам, помяну ти их ве ру в си лу моли твы бра тии и свяще нников Твоих, и по вере их испо лните вся проше ния их, изли ти на них бла га духо вная и теле сная, благослови ти успе хом труды и начина ния их, и сохрани ти их от вся ких скорбе й (наипа че же да не бу дет им ско рби за сие де ло любви , нам соверша емое), мо лимся Тебе , Милосе рде Го споди, услы ши нас гре шных, моля щихся Тебе , и поми луй.

Все: Господи, помилуй. (Трижды.)

Иерей: Яко милостив...

Все: Аминь.

Слава: (Поклон.) И ныне: (Поклон.) Господи, помилуй. (Трижды.) (Поклон.) Благослови.

Иерей: Благослове н Бог, ми луяй и пита яй нас от Своих бога тых даро в, Сво ею благода тию и человеколю бием, всегда , ны не и при сно, и во ве ки веко в.

(В отсутствие иерея мирские: Молитвами святы х оте ц на ших, Господи Иису се Христе Бо же наш, поми луй нас.)

Все: Аминь.

В заключение полагается три поклона с обычными молитвами и все благодарят устроителей трапезы и старшего из сотрапезников.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПЕРЕД НЕУСТАВНЫМИ ТРАПЕЗАМИ

Три кратких покаянных молитвы с поклонами:

Бо же, очисти мя грешнаго. (Поклон.)

Созда вый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон.)

Без числа согреши х, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго. (Поклон.)

Пресвята я Тро ице, поми луй нас; Го споди, очи сти грехи на ша; Влады ко, прости беззако ния на ша; Святы й, посети и исцели не мощи на ша, и мене Твоего ра ди. Слава, и ныне. Господи, помилуй. (Трижды.)

И благословение как пред завтраком: Христе Бо же, благослови ... Молитвами святы х оте ц...

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПОСЛЕ НЕУСТАВНЫХ ТРАПЕЗ

Досто йно е сть, я ко вои стинну, блажи ти Тя, Богоро дицу, Присноблаже нную и Пренепоро чную и Ма терь Бога на шего. Честне йшую херуви м и славне йшую без сравне ния серафи м, без истле ния Бога Сло ва ро ждшую, су щую Богоро дицу Тя велича ем.

Слава, и ныне. Господи, помилуй. (Трижды.) Благослови.

И окончание как после завтрака: С на ми Бог... или Молитвами святы х оте ц... И три покаянные молитвы с поклонами.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПЕРЕД УЖИНОМ

После трех покаянных молитв:

Ядя т убо зии, и насы тятся, и восхва лят Го спода взыска ющии Его, жива бу дут сердца их в век ве ка.

Слава, и ныне. Господи помилуй. (Трижды.) Благослови.

И благословение как пред завтраком: Христе Бо же, благослови ... или Молитвами святы х оте ц...

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПОСЛЕ УЖИНА

Бы сть чре во Твое Свята я Трапе за, иму щая Небе снаго Хле ба, Христа Бо га на шего, от Него же всяк яды й не умира ет, я коже рече всех, Богороди тельнице, Пита тель.

Честне йшую херуви м, и славне йшую без сравне ния серафи м, без истле ния Бо га Сло ва ро ждшую, су щую Богоро дицу Тя велича ем.

Возвесели л ны еси , Го споди, в творе ниих Твои х, и в де лех руку Твое ю возра дуемся. Зна менася на нас свет лица Твоего , Го споди, дал еси весе лие в сердце мое м, от плода пшеницы, вина и еле я своего умно жишася. В ми ре вку пе усну , и почи ю, я ко Ты, Господи, еди наго на упова нии всели л мя еси .

Слава, и ныне: Господи, помилуй. (Трижды.) Благослови.

И окончание как после завтрака: С нами Бог... или Молитвами святых отец...

МОЛИТВОСЛОВИЯ НА ПОМИНАЛЬНОЙ ТРАПЕЗЕ

Если на поминальной трапезе присутствует иерей, то сначала совершается обычная заупокойная лития, после которой поется Отче наш... и следует благословение трапезы.

Если же в числе присутствующих нет иерея, то после трех обычных поклонов:

Молитвами святы х оте ц наших, Господи Иису се Христе Бо же наш, помилуй нас. Аминь.

Святы й Бо же, Святы й Кре пкий, Святы й Безсме ртный, помилуй нас (Трижды с поклонами.)

Слава, и ныне. Аминь. Пресвята я Тро ице, помилуй нас; Господи, очи сти грехи на ша; Влады ко, прости беззако ния на ша; Святы й, посети и исцели не мощи на ша, и мене Твоего ра ди.

Господи, помилуй (Трижды) .

Слава, и ныне. Аминь.

О тче наш, Иже еси на небесе х! Да святи тся имя Твое , да прии дет Ца рствие Твое , да бу дет воля Твоя , я ко на небеси и на земли . Хлеб наш насу щный даждь нам днесь; и оста ви нам до лги на ша, я коже и мы оставля ем должнико м нашим; и не введи нас во искуше ние, но изба ви нас от лука ваго.

И заупокойные тропари: Со ду хи пра ведных сконча вшихся ду шу раба Твоего (рабы Твоея ) , Спа се, упоко й, сохраня я ю во блаже нней жи зни, я же у Тебе , Человеколю бче.

В поко ищи Твое м, Го споди, иде же вси святи и Твои упокоева ются, упоко й и ду шу раба Твоего (рабы Твоея) , я ко Еди н еси Человеколю бец.

Слава: Ты еси Бог, соше дый во ад и у зы окова нных разреши вый. Сам и ду шу раба Твоего (рабы Твоея ) упоко й.

И ныне: Еди на Чи стая и Непоро чная Де во, Бога без се мене ро ждшая, моли спасти ся душе его (ея ) .

Затем трижды произносится сия молитва с 15 поклонами: Помяни , Господи, ду шу усо пшаго раба Твоего (усо пшей рабы Твоея ) и мя (поклон) . Ели ка в житии сем я ко челове к согреши , Ты же, я ко Человеколю бец Бог, поми луй (поклон) , и ве чныя му ки изба ви (поклон) , и Небе снаго Ца рствия прича стником (причастницей) учини (поклон) , и душа м на шим поле зное сотвори (поклон) .

После этого поется или читается в качестве предобеденной молитвы Отче наш , за ней следует призывание Божия благословения на трапезу по чину для мирян.

В начале поминальной трапезы прежде других снедей всем предлагается кутия. А пред последним сладким блюдом, каким традиционно подается кисель с молоком (в постные дни с миндальным или маковым), — приносится так называемое пивомедие — сладкий неалкогольный напиток. В заключение все встают и, если трапеза совершается в день погребения или поминовения: в 9-й, 20-й, 40-й дни по кончине и в первую годовщину — поют стихиру на глас 6-й:

Зря ще мя безгла сна, / и бездыха нна предлежа ща, / воспла чите о мне, бра тие и дру зи, / сро дницы и зна емии: / вчера шний бо день бесе довах с ва ми, / и внеза пу на йде на мя стра шный час сме ртный; / но прииди те вси лю бящии мя, / и целу йте мя последним целова нием, / не ктому бо с ва ми похожду / или собесе дую про чее; / к Судии бо отхожду , / иде же несть лицеприя тия: / раб бо и влады ка вку пе предстоя т, / царь и воин, бога тый и убо гий / в ра внем досто инстве: / ки йждо от свои х дел / или просла вится, или постыди тся. / Но прошу всех и молю , / непреста нно о мне моли теся Христу Бо гу, / да не низведе н (низведе на) бу ду по грехо м мои м на ме сто муче ния, / но да вчини т мя, иде же Свет живо тный.

Если же поминовение совершается в других случаях, кроме перечисленных, поется стихира, глас 8-й:

Пла чу и рыда ю, / егда помышля ю смерть, / и ви жду во гробе х лежа щую / по о бразу Бо жию созда нную на шу красоту , / безобра зну, безсла вну, / не иму щую ви да. / О чудесе ! Что сие е же о нас бысть та инство?/ Ка ко преда хомся тле нию, / ка ко сопряго хомся сме рти?/ Вои стинну Бо га повеле нием, / я коже пи сано есть, / Подаю щаго преста вльшемуся (преста вльшейся) упокое ние.

Затем иерей: Во блаже нном успе нии рабу Божию (рабе Бо жией) имя, преста вльшемуся (преста вльшейся) ве чная па мять.

В отсутствие иерея старший из мирян: Рабу Бо жию (рабе Бо жией) преста вльшемуся (преста вльшейся) ве чная па мять.

Все: Ве чная па мять (трижды) .

Пьют заупокойную чашу и вкушают последнее блюдо. Трапеза оканчивается обычным благодарением.

МОЛИТВА НА БЛАГОСЛОВЕНИЕ ПАСХАЛЬНЫХ СНЕДЕЙ

Господи Иису се Христе Бо же наш, по вели кой ско рби Креста и страда ний Твои х ра дости безме рной тридне вным воскресе нием всех испо лнивый! Благодари м Тя, я ко сподо бил еси ны не и нас, по прище поста соверши вших, дости гнути святы х сих дней и радости све тлаго Твоего воскресе ния прича стниками бы ти. Благодари м Тя, я ко по милосе рдию Твоему и неизрече нному снисхожде нию к не мощем на шим утеша еши нас и трапе зою пра здничною в подкрепле ние и услажде ние не мощной плоти. Те мже молим Тя, благослови сей пасха льный хлеб, мле ко огусте вшее, я ица и прочия пасха льныя сне ди, наипа че сии , от ни хже, повину ющеся Уста ву Церкви, в мимоше дшие дни поста возде рживались рабы Твои, да бу дут они вкуша ющим их со благодаре нием во здра вие, в подкрепле ние сил теле сных, в весе лие и ра дость, да вся кое дово льство имуще, изоби ловати будем и в дела блага я, и от полноты благодарнаго сердца сла вити Тя, Воскре сшаго, пита ющаго и утеша ющаго нас, ку пно же с Тобою и Безнача льнаго Твоего Отца и Свята го Духа во веки веков. Аминь.

Молитва сия может быть прочитана иереем или старейшим из присутствующих на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения.

МОЛИТВА ИНАЯ ПРИ ЗЕЛО СКУДНОЙ ПАСХАЛЬНОЙ ТРАПЕЗЕ

Господи Иису се Христе Бо же наш, по великой ско рби Креста и страда ний Твоих, радости безме рной тридне вным воскресе нием вся испо лнивый! Благодари м Тя, я ко сподо бил еси и нас, по прище поста соверши вших, дости гнути святых сих дней и радости све тлаго Твоего воскресе ния прича стниками быти. Мо лим Тя: благослови и освяти хлебы сии , и хже рабы Твои по ску дости своей вместо пасха льных сне дей угото ваша и пред Твое Свято е Лице принесо ша. Да будут они вкушающим их верным в сла дость и утеше ние, и ску дость трапе зы да не омрачит праздничной радости людей Твоих. Светом воскресения да разсе яны будут все скорби и печали, да все и богатые и убогие, и изоби лующие, и в скудости су щие славят Тя, Воскре сшаго, и в скорбях отраду нам Подающаго, ку пно же с Тобою и Безнача льнаго Твоего Отца и Свята го Ду ха, во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА НА БЛАГОСЛОВЕНИЕ СКОРОМНЫХ СНЕДЕЙ В ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Господи Иису се Христе Бо же наш, изво ливый спасения нашего ради на земли во пло ти яви тися и от Безневе стныя и Пречистыя Девы Марии неизрече нно роди тися! Благодарим Тя, я ко сподобил еси нас, подвигом поста предочи стившихся, достигнути великаго праздника Твоего Рождества и в радости духовной со ангелами воспевати Тя, с па стырями славосло вити, с волхва ми поклонятися. Благодарим Тя, яко по великому милосердию Твоему и безмерному снисхождению к не мощем нашим утеша еши нас ныне не то чию изоби льною пищею духовною, но и трапезою праздничной.

Те мже мо лим Тя, отверзающаго щедрую руку Твою, исполняющего все живущее благ Твоих, дающаго всем пищу, соответствующую времени и правилам церковным, благослови праздничныя сне ди, верным людем Твоим уготованныя, наипа че сия , от нихже повину ющеся Уставу Церкви Твоея , в мимоше дшии дни поста воздерживались рабы Твои, да будут оне вкушающим их со благодарением во здравие, в подкрепление сил телесных, в веселие и радость. Да вси мы, всякое дово льство имуще, изоби ловати будем и в дела благая, и от полноты благодарнаго сердца славити Тя, питающаго и утешающаго нас, ку пно же и Безначальнаго Твоего Отца и Пресвятаго Духа во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА НА БЛАГОСЛОВЕНИЕ СКОРОМНЫХ СНЕДЕЙ (В ПРАЗДНИК ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА)

(читается на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения)

Господи Иисусе Христе Боже наш! Благодарим Тя, я ко дарова л еси нам, по прище поста святых апостолов прешедшим, дости гнути праздника славных Первоверхо вников Петра и Павла.

Молим Тя, отверзающаго щедрую руку Твою, исполняющего все живущее благ Твоих, дающаго всем пищу, соответствующую времени и правилам церковным, благослови праздничныя сне ди, верным людем Твоим уготованныя, наипа че сия, от нихже повинующеся Уставу Церкви Твоея, в мимошедшие дни поста воздерживались рабы Твои, да будут оне вкушающим их со благодарением во здравие, в подкрепление сил телесных, в веселие и радость. Да вси мы всякое довольство имуще, изоби ловати будем и в дела благая, и от полноты благодарнаго сердца славити Тя, питающаго и утешающаго нас, купно же и Безначальнаго Твоего Отца и Пресвятаго Духа во веки веков. Аминь.

(Если праздник Первоверховных Апостолов случится в среду или пяток, молитва сия читается пред трапезой на следующий день).

ЕПИСКОП АФАНАСИЙ - СТАРЕЦ И ПОСЛУШНИК

Собиранию материалов во исполнение этого Соборного определения — служб празднеств в честь икон Божией Матери и местночтимых святых, житийных справок и сведений о почитании иконописных изображений — Владыка Афанасий посвятил всю жизнь. Обширная переписка отражает величие проделанной работы. Результатом было появление (уже после кончины Владыки) полных богослужебных Миней в 1970-1980 годах, подготовленных к печати и изданных к юбилею 1000-летия Крещения Руси Издательством Московской Патриархии.

О другом своем “делании” епископ Афанасий писал: “...Священный Собор 1917-1918 гг., признавая дело исправления богослужебных книг настоятельно необходимым, высказал пожелание, чтобы учрежденная с этой целью при Святейшем Синоде временная комиссия была преобразована в постоянное учреждение, что и осуществлено Святейшим Патриархом Алексием, который резолюциею от 6 ноября 1956 г. учредил при Священном Синоде Богослужебно-календарную Комиссию”.

Интересно обратиться к истории вопроса исправления богослужебных книг. Еще Святитель Феофан, Затворник Вышенский, писал по этому поводу: “Наши богослужебные песнопения все назидательны, глубокомысленны и возвышенны. В них вся наука богословская и все нравоучение христианское, и все утешения, и все устрашения. Внимающий им может обойтись без всяких других учительных христианских книг. А между тем большая часть из сих песнопений непонятны совсем. А это лишает наши церковные книги плода, который они могли бы производить, и не дает им послужить тем целям, для коих они назначены и имеются. Вследствие сего, новый перевод церковных книг богослужебных неотложно необходим... Необходим упрощенный и уясненный перевод богослужебных книг... Необходим новый славянский (курсив мой — А. И.) перевод” (Собрание писем. Вып. II, Письмо 289.). Остроумно и прозорливо высказывался по этому вопросу Патриарх Московский и всея Руси, святитель Тихон: “Для русской Церкви важно иметь новый славянский перевод богослужебных книг (теперешний устарел и во многих местах неправильный), чем можно будет предупредить требование иных служить на русском обиходном языке”.

В предсоборной дискуссии начала века большинство архиереев единодушно высказывались за исправление богослужебных текстов, в которых греческая грамматика и словопроизводство порой скрывают, а часто и искажают смысл и содержание многих богослужебных чтений и песнопений. Но также говорилось об уроках, которые надо извлечь из церковно-книжного исправления в XVI и XVII веках, когда хорошо организованное дело, порученное целому штату справщиков, кроме пользы привело еще и к печальным событиям времен патриарха Никона. В дискуссиях как обязательное звучало требование перевода текстов на славянский язык — язык общий для всех славянских племен в родной православной вере. (Кстати, в этих дебатах были пожелания и для издателей: необходимо выпускать маленькие богослужебные книжки для раздачи в храме народу, чтобы каждый мирянин успешнее изучал язык и строй службы. Не только “читал и воспевал” сам, но и сделал невозможным небрежное совершение богослужения...)

Владыка Афанасий и этот труд — труд справщика — сделал послушанием всей жизни. Сразу по возвращении из ссылки в 1955 году он пишет к ректору Московской Духовной академии архимандриту Сергию Голубцову: “С давних пор я начал марать мои минеи и другие богослужебные книги, исправляя старый славянский текст. Исправление богослужебных книг я считаю неотложным делом... И все мои запачканные книги я хотел бы отдать... в родную академию, — разумеется после смерти”. Владыка понимал свою работу как начало и, завещая материалы в академию, предполагал, что она поможет приступить к решению большой научно-практической задачи, насущность которой ясно осознавалась еще в начале столетия.

В архиве владыки Афанасия сохранилась тетрадь молитв и молитвенных чинов для обиходного употребления. Несколько страниц в ней занимают сокращенные записи “Молитвословий за трапезой”, которые представляют собой не только замечательное историческое свидетельство нашего времени, научную и богословскую разработку небольшой, но важной темы, но еще и драгоценную крупицу молитвенного опыта старца-исповедника. Во вступительной статье к “Молитвословиям” Владыка делится своим сокровенным знанием, советуя перед обедом петь составленный им новый тропарь пророку Илии — святому, который “является питателем в наше время, особенно для молитвенно его призывающих”.

Информация о первоисточнике

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.
При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка:
"Православие и современность. Электронная библиотека" (www.wco.ru).

Преобразование в форматы epub, mobi, fb2
"Православие и мир. Электронная библиотека" ().

© lekar-dv.ru, 2024
Lekar-dv - Медицинский портал