Школьная медицина на пороге перемен. Школьная медицина в законе Бакалавр школьной медицины обучение

25.03.2024

Каких только музеев не существует! Музей лжи в немецком Кюрице, Музей человеческого тела в голландском Угстгесте, Музей волос в турецкой Каппадокии... Впрочем, вовсе не обязательно ехать в дальние страны, чтобы увидеть оригинальные экспозиции. Необычных музеев немало и у нас - в городах и селах. О них - в репортажах этого номера.

Что ждет нас в ближайшие десятилетия? Компьютеры, которые будут окружать нас невидимо и повсеместно, неограниченный и мгновенный доступ к знаниям, отложенная на потом старость, тотальная роботизация... Футурологи прогнозируют грандиозные изменения! О них на III Форуме социальных инноваций регионов рассказал всемирно известный физик-теоретик и популяризатор науки Митио Каку. Подробности - в материале Татьяны Ефлаевой.

"Идеальный досуг для школьников - обсуждение произведений искусства. И поверьте, это гораздо интереснее, чем обсуждение повседневных новостей на уровне пустословия… Если вместо этого мы станем говорить об искусстве, то можно надеяться, что наше новое российское поколение, которое сейчас растет, будет действительно культурным. Досуг не должен превращаться в праздность", - уверен Дмитрий Дюжев. Читайте интервью актера в рубрике "Гость "УГ"!

В двух учебных заведениях Ростова уже появились гигиенист и фельдшеры

В ближайшие годы в школах России планируют изменить модель школьной медицины: медсестёр заменят новыми специалистами — врачами-гигиенистами и фельдшерами дошкольного и школьного педиатрического отделения. Проект получил название «Школьная медицина».

Изменение новой модели связано с несколькими факторами. Во-первых, минздрав РФ вместе с минобром РФ намерен сделать упор на профилактику детских и подростковых заболеваний в школах, а во-вторых, увеличить заработную плату школьным медработникам. Согласно проекту «Школьная медицина», средняя заработная плата фельдшера должна составлять 27 тысяч рублей, а врача-гигиениста — 35 тысяч рублей.

Опробовать проект решили в пяти пилотных регионах страны — Республике Саха, Ямало-Ненецком автономном округе, Смоленской, Тамбовской и Ростовской областях.

По словам заместителя начальника городского управления здравоохранения Ростова Юлии Порутчиковой, родители недостаточно информированы о состоянии здоровья детей.

— Не все родители обращаются с ребёнком в детскую поликлинику с профилактической целью регулярно, нередко отказываются от проведения профилактических прививок, не всегда выполняют рекомендации специалистов. Больше половины родителей и учителей не получают информации от медицинских работников в школе о влиянии учебного процесса на состояние здоровья ребёнка. Подобное положение дел во многом диктует необходимость реформирования профилактической помощи, оказываемой детям и подросткам, — подчеркнула Юлия Порутчикова.

Имеено поэтому в Ростове с 1 сентября в школах № 19 и № 44 уже начали работать гигиенист и три фельдшера из штата детской городской поликлиники № 1 Ростова. Общая численность детей обеих школ — около 3000 человек.

— Эти «новые» специалисты в «школьной медицине» смогут своевременно провести вакцинацию, оказать при необходимости неотложную помощь, перед ними не стоит задача «лечить», ведь школа — это не больница, сюда приходят здоровые дети. Уже сейчас мы начали проведение интерактивных лекций для школьников, родителей и педагогов— добавила Юлия Порутчикова.

Главный врач МБУЗ «Детская городская поликлиника №1» Владислав Ерофеев отметил, что информационное обеспечение медучреждения позволит интегрировать информацию о пациентах-школьниках непосредственно в электронную историю болезни и сайты пациентов. Это избавит медиков от рутинной бумажной работы и создаст обратную связь школы с детской поликлиникой, а также с родителями учащихся. Рабочий день медработника в школах будет составлять 8 часов. Пока в школах будут трудиться специалисты-фельдшеры, но в будущем планируется привлечь к работе бакалавров, выпускников Ростовского медицинского университета.

Заметим, что эти две ростовские школы были выбраны потому, что они одни из самых больших в городе. В обеих уже успешно работают аппараты АРМИС, позволяющие диагностировать у ребёнка широкий спектр заболеваний, от психоэмоциональных до физических, и потом автоматически передавать данные врачу-педиатру в поликлинике. А он уже на месте может анализировать динамику той или иной болезни, даже если не видел ребёнка какое-то время. Обследование на аппарате АРМИС для ребёнка абсолютно бесплатное.

Добавим, что, согласно результатам диспансеризации прошлого года, среди детей-сирот только 10% здоровы, среди сирот в семьях 17%, всех детей от 0 до 17 лет — 29,8%. Это средний показатель по России.

50,4% детей имеют функциональные отклонения — они могут потенциально перейти в группу здоровых, 13% имеют хронические заболевания, 1,4% — тяжёлые заболевания и 0,8% — аллергики.

50 читателей выразили
свое отношение к событию

Ваше мнение?


Кто ответит за деятельность школьного врача?

Как ранее пояснял председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов, в законопроекте пропишут комплекс мер по охране здоровья детей. Также этот документ создаст благоприятные условия для работы специалистов в сфере здравоохранения.

«Суть инициативы - восстановить школьную медицину, приблизить её к современным реалиям», - рассказала в пресс-центре «Парламентской газеты» член Комитета Совета Федерации по социальной политике, член рабочей группы по разработке законопроекта Татьяна Кусайко .

С принятием законов об охране здоровья граждан и об образовании медкабинеты начали потихоньку уходить из школ - во многих субъектах просто не хватало денег на закупку необходимого оборудования, утверждённого Министерством здравоохранения. По сути, чтобы в образовательном учреждении оставались медкабинеты, ему необходимо передать полностью оборудованные помещения в систему здравоохранения либо получить лицензию на медицинскую деятельность. С этим есть проблемы: Роспотребнадзор говорит, что лишь 60 процентов образовательных организаций страны имеют эту лицензию.

«Поэтому в этом вопросе должны разобраться два ведомства - Министерство здравоохранения и Министерство образования, - пояснила член Комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Надежда Болтенко . - Кроме того, нужно говорить о тесном взаимодействии территориальной поликлиники и школы, которая работает в этой местности, хотя бы на случай возникновения эпидемиологической ситуации», - отмечает сенатор.

Отдельная тема - кто будет отвечать за работу медицинских сотрудников в системе образования. Татьяна Кусайко убеждена, что их деятельность должна оставаться в ведении сотрудников сферы образования. А вот у её коллеги Надежды Болтенко другое мнение.

«Врачи стоят на страже охраны здоровья, а не занимаются образованием и воспитанием, как педагогические работники. В своё время, когда медкабинеты были подотчётны директорам школ, это ничем хорошим не закончилось. Это в конечном счёте влияет и на качество оказываемых услуг», - отметила парламентарий.

Наконец, если школьный лекарь будет числиться за медицинским, а не образовательным ведомством, на него будут распространяться льготы медицинских работников, что тоже немаловажно. Этот вопрос и должен решить разрабатываемый законопроект.

Медик проследит за качеством питания учащихся

Пожалуй, главное, что должен закрепить документ, - конкретные обязанности школьного врача. «Нужно понимать, что их деятельность в первую очередь направлена не на лечение, а на профилактику, - напомнила член Комитета Совета Федерации по социальной политике Лариса Тюрина. - Медик в образовательной организации должен осуществлять осмотр детей, выявлять их заболевания и направлять на дополнительное обследование по необходимости».

Кроме того, в ведении школьных лекарей должен быть контроль за состоянием здоровья допущенных к занятиям по физической культуре, а также за качеством приготовления пищи. «Сегодня в Минздраве уже приняли решение об отработке определённой модели школьной медицины в пяти регионах - то есть «обкатывать» механизмы новой системы мы начнём оперативно», - говорит Тюрина.

Вырастет и качество оказываемых медицинских услуг в образовательных организациях - ведомство Вероники Скворцовой уже приступило к подготовке кадров по новой специальности «бакалавр-школьная медицина». Пока же первую помощь учащимся вынуждены оказывать учителя, которые не всегда обладают соответствующими навыками. «Ни у Минздрава, ни у Минобра просто нет средств на обучение педагогов этим приёмам», - констатировала Болтенко. Как следствие - ежегодно от остановки сердца на занятиях погибают от 6 до 12 учащихся.

Парламентарии также надеются, что в школы вернётся и стоматологическая помощь - она особенно важна для детей младшего возраста.

Сомнений в том, что закон будет принят, у сенаторов нет - возврат медкабинетов в школы предусмотрен «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы», утверждённой президентом Владимиром Путиным ещё пять лет назад. Однако говорить о том, когда законопроект будет готов, пока преждевременно, рассказала Татьяна Кусайко: экспертам предстоит согласовать немало вопросов и рассмотреть все предложения, которые поступили в рабочую группу от регионов.

В любом случае, парламентарии призывают не забывать, что охрана здоровья школьников зависит от взаимодействия педагогов, медицинских работников и родителей.

ПЕРВЫЙ ШАГ СДЕЛАН

Многочисленные обращения учителей и родителей нашли отклик у депутатов Государственной Думы РФ. Там прошли парламентские слушания, посвященные законодательному регулированию организации оказания медицинской помощи детям в школах и дошкольных учреждениях, чтобы обеспечить подрастающему поколению оптимальные условия для роста и развития. В слушаниях принимали участие представители Министерства здравоохранения РФ, Министерства образования и науки РФ, Роспотребнадзора, Росстрахнадзора, представители научного сообщества, директора школ, главные врачи поликлиник, представители родительского сообщества. Свободная дискуссия длилась более 3 часов. "Это говорит о том, что проблема школьной медицины давно назрела, накоплены примеры передовых практик. Обострили проблемы кадров, межведомственного взаимодействия, заработной платы. И главной идеей стало то, что необходимо менять отношение к роли школьной медицины с тем, чтобы сохранить физическое и психическое здоровье ребенка", — считает член Комитета Совета Федерации по социальной политике Владимир Леонидович Круглый .

"Мое общение с людьми в ходе предвыборной кампании длилось 124 дня, по шесть встреч ежедневно. И не было ни одной встречи, чтобы не обсуждался вопрос школьной медицины. И не удивительно. Ведь большую часть жизни современные дети проводят в школе. И тут возникает много вопросов, касающихся освещения, питания, проверки физического состояния и особенностей каждого ребенка, который поступает в школу, наличие у него хронических заболеваний. Я как хирург не очень понимаю, как педагоги берут на себя ответственность за большую группу детей, практически не зная, как в случае необходимости оказать им помощь при неотложных состояниях. А ведь такие случаются… На парламентских слушаниях нам приводили в пример позитивные практики. Но — это исключение. Нам же необходимо законодательство", — уверен председатель Комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья Дмитрий Анатольевич Морозов .

У директора Института стратегии развития образования Российской академии образования Светланы Вениаминовны Ивановой есть свои доводы для решения обсуждаемой проблемы. Она в частности сказала: "В школе сегодня многие законодательные нормы мешают поддерживать здоровье школьников. Например, учитель не имеет права заниматься никакой медицинской практикой, вплоть до того, что не может дать ребенку градусник. А ни врача, ни медсестры в школе нет. На практике нередки случае, когда ребенок приходит в школу больной, например, гриппом, а педагог, не имея возможности даже измерить ему температуру, допускает ученика к занятиям. В результате его болезнь прогрессирует, оставляя за собой осложнения, а другие учащиеся школы и учителя заражаются от больного школьника и тоже заболевают. Но учитель ко всему прочему не имеет никакой медицинской подготовки. Ведь у нас в образовательных программах педагогических учебных заведений остались очень небольшие учебные объемы по детской физиологии и психологии. Их надо возвращать. Врач в школе может работать вместе с педагогическим коллективом, обсуждая на педсоветах те или иные проблемы, помогать их решать, корректировать стрессогенность образовательного процесса, перегрузку детей. Конечно, наши учителя-предметники, стремясь добросовестно выполнять свои обязанности, хотят дать своим ученикам как можно больше знаний. В результате объемы домашних заданий растут буквально с каждым годом. И конечно, в школе каждый день необходим медицинский работник, т.к. проблем именно медицинского характера очень много. Подростки не умеют общаться лично друг с другом, а только в формате социальных сетей".

ВСЕ ХОРОШО В МЕРУ!

Заведующий кафедрой гигиены детей и подростков Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Владислав Ремирович Кучма призвал учителей (и это, по его мнению, также надо отобразить в законодательных актах) выполнять Санитарные нормы и правила (СанПин), в которых написано, что нагрузка одиннадцатиклассников должна составлять 34 часа в неделю. Но в реальности-то это не так. Сегодня эта нагрузка — 50 часов! Это тоже приводит к тому, что состояние здоровья современных детей далеко от благополучного. И практически все работники школьного образования говорят буквально следующее: "Верните медицинских работников в школы, чтобы они могли трудиться в них на постоянной основе". Врачи, занимающиеся профилактикой среди взрослого населения, на парламентских слушаниях прямо сказали, что в детстве зарождаются и формируются те факторы риска, которые приводят к низкой продолжительности жизни россиян, высокому уровню смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. На слушаниях было отмечено, что для работы школьной медицины наблюдается нехватка и финансовых возможностей, и подготовленных кадров.

Оставляет желать лучшего и уровень подготовки персонала, который мог бы работать в школе. В то же время Минпромторг Российской Федерации выражает готовность обеспечить медицинские кабинеты школ всем необходимым отечественным и импортным оборудованием. Но не хватает межведомственного взаимодействия. И это тоже прозвучало на парламентских слушаниях. "Я еще помню, что был межведомственный совет, который возглавляли замминистр образования и замминистр здравоохранения. Мы обсуждали все насущные вопросы. Сегодня такого совета нет. И приходится всем вступать в переписку. Это, конечно, тоже нужно делать. Но так, чтобы живое общение не превращалось в бюрократическую канцелярщину. Считаю, какой бы трудной ни была проблема, в формате одного избирательного цикла, решить ее можно. Для этого будет создана рабочая группа, в состав которой войдут представители Минздрава России, Минобрнауки России, другие члены правительства", — выразил уверенность В.Р. Кучма.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАЗУМ

В ходе слушаний рассмотрели предложения ряда субъектов РФ, которые на региональном уровне уже предприняли определенные шаги по развитию системы школьной медицины.

"Принимая во внимание состояние здоровья подрастающего поколения, необходимо формировать на законодательном уровне комплекс мер, направленных на укрепление здоровья детей и подростков, одним из составных элементов которого должно стать развитие системы оказания медицинской помощи непосредственно в общеобразовательных учреждениях. Именно поэтому в настоящее время комитет активно занят выработкой механизмов практической реализации данной инициативы, в т.ч. в части ее кадрового обеспечения, с учетом имеющегося дефицита медицинских работников в отдельных районах", — сказал Д.А. Морозов. Он отметил, что система оказания медицинской помощи в общеобразовательных учреждениях должна включать в себя следующие мероприятия: анализ и изучение состояния здоровья школьников и организацию необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий; организацию и проведение противоэпидемических мероприятий для предупреждения инфекционных и профилактике неинфекционных заболеваний; обеспечение врачебного контроля физического и гигиенического воспитания в школе; осуществление систематического контроля по соблюдению санитарно-гигиенических условий при проведении учебных занятий и за выполнением установленного режима дня; проведение систематической санитарно-просветительской работы среди учащихся, учителей и родителей; контроль санитарно-гигиенического состояния школьных столовых; привлечение учителей, родителей и представителей общественных организаций к активной работе по охране здоровья школьников.

Участники парламентских слушаний пришли к выводу, что полный перечень таких мероприятий должен приниматься на основании компетентного мнения специалистов: педиатров, работников образования, а также родительской общественности. Необходимо учитывать и мнения органов исполнительной власти федерального и регионального уровней в области образования и здравоохранения. Ведь в каждом регионе есть те или иные специфические факторы, влияющие на здоровье школьников.

МАСШТАБ 1:1000

На парламентских слушаниях прозвучали и конкретные требования к школьному доктору: это должен быть врач общей практики, который обладает необходимыми компетенциями для того, чтобы контролировать жизнь ребенка в школе с точки зрения безопасности для его здоровья. При этом предполагаемая нагрузка для такого доктора — 1000 учащихся. Предполагается, что в каждой школе постоянно будет находиться и медицинская сестра, работу которой координирует врач. При необходимости она может вызвать врача, причем не только в учебные часы, но и во время продленки, спортивных соревнований.

Обговорены и параметры школьного медицинского кабинета. Так, это будет помещение длиной 7 метров, в котором предусмотрен шкаф и аптечка с медикаментами для оказания первичной медицинской помощи, а также манипуляционная, в которой можно проверить зрение, слух, проводить вакцинацию, мероприятия по диспансеризации.

Врач вводится в педагогический коллектив и помогает учителю физкультуры, контролирует питание школьников, освещение помещений, их инсоляцию, ход диспансеризации… И одновременно, работая в поликлинике, он может (об этом настоятельно просят родители) позвать вовремя невролога, эндокринолога. Рассматривается вопрос о том, чтобы в медкабинетах школ работала медицинская сестра с высшим образованием, которых уже немало подготовлено в вузах страны. Штат школьного врача будет числиться за отделениями работы в общеобразовательных учреждениях, которые уже есть в поликлиниках. "То есть по большому счету требуются организационные меры, некоторая рекогносцировка, а не новые финансы. Надеюсь на скорое принятие закона, потому что сложилась ситуация, когда этого хотят педагоги, это понимают в здравоохранении", — уточнил Дмитрий Анатольевич Морозов.

УВАЖАТЬ КАЖДОГО УЧЕНИКА

И еще. О том, чем болеет ребенок, врачи не имеют права сообщить ни учителю, ни директору школы, ни даже его родственникам за исключением прямых попечителей — родителей или кого-то другого, кто выполняет эту функцию. С одной стороны — это правильно. А с другой стороны, возникает проблема для педагогов — они не знают тех особенностей здоровья ученика, которые необходимо учитывать. И эту ситуацию нужно как-то решать. А кто может сейчас дать ребенку в школе таблетку никто? Никто. Даже витамин. Вдруг у школьника, например, аллергия? При этом надо учитывать, что школьная медицина в первую очередь профилактическая. Она ни в коем случае не должна дублировать функции поликлиники или больницы. Но школьный врач должен быть в контакте с участковым доктором ЛПУ.

ПРОЦЕСС ПОШЕЛ…

Минздрав России приступил к реализации пилотного проекта "Школьная медицина", в рамках которого разработан проект профессионального стандарта для бакалавров "школьная медицина". Об этом сообщила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова на заседании Координационного совета при Президенте РФ по реализации "Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы". Она пояснила, что проект направлен на улучшение здоровья школьников и повышение их ответственности за свое здоровье и здоровье близких. Минздрав совместно с Министерством образования и науки РФ и Российской академией образования разработали программы и памятки для педагогов, учеников и родителей по здоровому образу жизни и оказанию первой помощи. В регионах отрабатываются варианты взаимодействия между центрами здоровья, центрами профилактики, участковыми и школьными врачами с использованием информационных технологий. По итогам парламентских слушаний было принято решение по созданию рабочей группы. Все коллеги представят свои предложения по ключевому документу парламентских слушаний, который мы представим в Министерство образования и науки РФ, а также в Министерство здравоохранения РФ.

Сейчас разрабатывается дорожная карта действий в плане организации школьной медицины. Первый шаг — парламентские слушания, дальше — формулировка заключений, потом внесение изменений в законодательную базу. И далее — отправка предложений в аппарат правительства. К весне должны выйти на конечный согласованный продукт. В нем будет не только прописано, что в школе должен быть медицинский работник, но и пояснено, какими обязанностями и полномочиями он наделяется.

По материалам пресс-конференции "Законодательные инициативы в сфере школьной медицины"

Вернутся ли в образовательные учреждения врачи и медицинские сёстры?

Законопроекты по внедрению новой системы школьной медицины, работа над которыми не останавливалась и в парламентские каникулы, будут внесены на рассмотрение Госдумы РФ в уже открывшуюся осеннюю сессию, сообщили в Комитете палаты по охране здоровья. Подход к школьному здравоохранению надо изменить, усовершенствовав его законодательную базу, считают и эксперты Общероссийского народного фронта.

Выполняя поручение Президента

«Мы проводили встречи с людьми, посещали школы, обсуждали систему оценки здоровья, контроль качества питания и многое другое. Тогда и зародилась мысль создать новую систему школьной медицины, при которой доктор имел бы возможность профессионального роста и занимался бы делом. Предложение было поддержано партией «Единая Россия», её председателем Дмитрием Медведевым, а потом и Президентом РФ Владимиром Путиным», - заявил Дмитрий Морозов, председатель Комитета Госдумы РФ по охране здоровья, разрабатывающего законодательные инициативы по внедрению новой системы школьной медицины.

Поручение Правительству проанализировать ситуацию в области охраны здоровья школьников и принять необходимые меры по его охране, включая оказание первичной медико-санитарной помощи, глава государства В.Путин дал в декабре 2016 г. «Надеюсь, что в течение года мы полностью обеспечим нормативно-правовую базу для внедрения новой системы школьной медицины», - сказал тогда Д.Морозов.

Руководитель профильного комитета Госдумы отметил, что пилотный проект такой медицины апробирован в 5 субъектах Федерации и обсуждался на парламентских слушаниях в нижней палате Федерального Собрания РФ. «Мы исходили из того, что дети практически живут в школах. Выработанные после слушаний рекомендации легли в основу нашей работы», - резюмировал Д.Морозов. Возглавляя думский комитет, он является и федеральным координатором партийного проекта «Единой России» «Здоровье - детям», реализация задач которого рассчитана на 2017-2022 гг. Важное звено в этом проекте отводится развитию школьной медицины. Активисты партии выступают, например, за то, чтобы в каждой школе работал специально подготовленный школьный врач, за создание доступной среды для детей-инвалидов, разработку на федеральном уровне стандарта оснащения школьного медицинского кабинета и т.д.

Как здоровье?

Необходимость целенаправленного развития системы школьной медицины подтверждают и последние данные Роспотребнадзора, согласно которым количество абсолютно здоровых детей в нашей стране не превышает 10-12%, а хронические заболевания есть более чем у половины школьников 7-9 лет и 60% старшеклассников. Частота функциональных нарушений у школьников увеличилась за последние 10 лет в 1,5 раза, хронических болезней - в 2.

Как отметили в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, большая часть этих проблем связана с нерациональным питанием детей, избыточным потреблением соли, сахара, мучных продуктов, недостаточным потреблением овощей и фруктов. Ранее министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова сообщила, что Минздрав совместно с Минсельхозом активно работают над реализацией программы по продвижению здорового питания. Она подчеркнула, что возглавляемое ею министерство строго отслеживает питание детей в школах и дошкольных образовательных учреждениях.

Данные Роспотребнадзора хорошо согласуются с результатами исследования, проведённого НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Национального научно-практического центра здоровья детей Минздрава России. Специалисты института в течение 11 лет вели наблюдение за здоровьем школьников из 4 учебных заведений Москвы - начиная с года, когда дети пришли в первый класс, и заканчивая 11-м классом. Всего в исследовании участвовало 426 детей, каждого из которых раз в год обследовали несколько врачей. Главный вывод специалистов: за время обучения в школе здоровье детей существенно ухудшается. Так, обследование первоклассников показало, что абсолютно здоровыми могут считаться 4,3% из них - эти дети попали в I группу здоровья. Ко II группе - «практически здоровых» - были причислены 44,4% первоклашек. К 11-му классу в I группе здоровья не осталось ни одного человека, численность учащихся со II группой сократилась на четверть - до 34%. Остальные дети попали в III и IV группы здоровья, то есть в категорию лиц, имеющих отклонения здоровья или страдающих хроническими заболеваниями.

Необходимая составляющая

Проблема ухудшения состояния здоровья детей в России действительно существует и тревожит общество, считает член Комитета Совета Федерации по социальной политике Татьяна Кусайко. До парламента, в 2011-2016 гг., она работала главным врачом детской поликлиники № 1 Мурманска.

«Это вызывает беспокойство у государства, у педиатрического сообщества в том числе. К снижению числа здоровых детей приводит совокупность различных факторов, таких как ухудшение экологической обстановки, генетические нарушения, не соответствующие возрасту физические, психоэмоциональные и психосоматические нагрузки», - сказала член Центрального штаба ОНФ. По мнению Т.Кусайко, главным в недопущении ухудшения состояния здоровья детей является профилактика. «Например, существующая гиподинамичность современных детей, неправильное питание ведут к ожирению, сахарному диабету, болезням сердца. На этом фоне невозможно переоценить важность формирования здорового образа жизни. В рамках его популяризации и профилактики заболеваний проводится много мероприятий при поддержке государства, общественных объединений, волонтёров», - отметила она. Сенатор добавила, что работы в этом направлении ещё очень много.

«Новые федеральные проекты и программы по защите и охране детства, формированию здорового образа жизни как раз показывают, что работа ведётся. Но ещё необходимо отметить и ответственность родителей, которые в первую очередь должны заботиться о формировании здорового образа жизни своих детей, в том числе на собственном примере», - полагает Т.Кусайко. Она подчеркнула, что основа защиты детского организма от многих болезней - вакцинопрофилактика, поэтому отказ родителей от прививок также приводит к росту заболеваемости детей.

«Школьная медицина, организованная должным образом, гигиена детей - необходимые составляющие в сохранении здоровья несовершеннолетних, основные направления которых - диагностика здоровья обучающихся, оценка распространённости факторов риска и санитарно-эпидемиологического благополучия, медицинский анализ готовности к новому учебному году, оздоровление детей в период отдыха, - отметила представитель Центрального штаба ОНФ. - Одним из важнейших факторов является состояние первичной медико-санитарной помощи. Дефицит кадров в этой сфере оказывает решающее значение в её снижении. Внесённые в этом году изменения в порядок проведения диспансеризации, возможно, в скором времени дадут положительные результаты. Ведь для полного выздоровления или предотвращения болезни важна вовремя выявленная патология. В условиях, когда в школах медперсонал зачастую представлен работающими на полставки, врачами-совместителями, а медсёстры приходят по расписанию, не находятся там постоянно, профилактическая работа и ранняя диагностика крайне затруднительны. Надо законодательно закрепить основы межведомственного взаимодействия образовательных и медицинских организаций, а также полномочия систем образования и здравоохранения при организации охраны здоровья детей и подростков».

Казалось бы, порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения в школе, а также рекомендуемые штатные нормативы мед работников, которые окончательно должны определять региональные власти, уже прописаны в российском законодательстве. На то есть и закон об охране здоровья граждан, и закон об образовании, и соответствующие нормативные акты.
Так, кстати, считают и в Минздраве России. Но факт остаётся, увы, фактом: до 40% выпускников школ, как отмечалось на парламентских слушаниях в Госдуме, не способны выполнить минимальные нормативы физической подготовки. Значит, нужны единая система мониторинга учащихся для контроля за их здоровьем и новый подход к организации школьного здравоохранения.

Рано снимать с контроля…

А всё новое, как известно, - это хорошо забытое старое. Значит, надо вернуть в школы медицинские кабинеты, врачей и медсестёр, которые начали исчезать из них после того, как были приняты закон об охране здоровья граждан и новый закон об образовании.

«Тогда мы фактически доверили организацию оказания медпомощи только системе здравоохранения. После этого школы были вынуждены убрать медиков из своего штатного расписания, а чтобы медкабинеты у них всё же остались - передать для этого в систему здравоохранения полностью оборудованные помещения, либо получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, - рассказывает заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке Любовь Духанина. - При этом Министерство здравоохранения РФ утвердило такой перечень оборудования, который должен быть в этих кабинетах, что во многих регионах просто не хватало средств, чтобы его закупить, - прежде школьные врачи и медсёстры обходились гораздо меньшим количеством инструментов».

В результате, по словам Д.Морозова, во многих школах заботиться о здоровье учеников сейчас, по сути, приходится учителям. «А как они могут с этой задачей справиться, если врача мы готовим 6 лет? - задаётся вопросом депутат. - Почему мы вдруг взяли и, по сути, возложили на учителей всю ответственность за здоровье детей, не говоря уже об обязанности оказывать первую помощь? Что он может сделать, если у одного из 30 школьников на его уроке начались судороги? Или приступ астмы? Да в этом случае даже я со своей специальностью детского хирурга не хотел бы купировать такой приступ, не имея медикаментов. А ведь учитель не имеет права давать детям лекарства!»

Но у Минздрава свои соображения. Диагнозы школьников в электронных медицинских картах не должны быть доступны учителям или медработникам школы, сказала журналистам В.Скворцова. «Когда мы говорим о том, что школьные учителя должны быть о чём-то информированы, они должны быть информированы о группе здоровья, так бы я сказала. И о тех рисках, которые сопровождают ребёнка: возможности, как он переносит нагрузки физические, стрессовые и другие вопросы. Но при этом диагнозы не раскрываются», - цитирует её ТАСС. В.Скворцова отметила, что в рамках совместной работы с Министерством образования к сети будут подключены «те амбулаторные медицинские организации, где наблюдаются дети, и в том числе подключаем представителей школьной медицины, если они самостоятельно лицензированы, а не работают по договору с рядом находящейся поликлиникой».

А заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева провела, как уже сообщала «МГ», совещание по вопросу реализации проекта «Школьная медицина» в российских регионах. В его рамках будет организовано специальное обучение для школьных медработников, которым предстоит выстраивать свою работу с упором на профилактику болезней учащихся, уделять больше внимания контролю, соблюдению санитарных норм, отслеживать уровень физической и учебной нагрузки. Результатом такой деятельности должно стать снижение числа школьников, страдающих близорукостью, нарушениями осанки и ожирением.

Минздрав и Минобразования России уже работают над созданием единой базы данных для профилактики заболеваемости у детей школьного возраста.

Отказавшись закреплять постоянное присутствие в школах медработников, Минздрав откликнулся пока лишь на предложение ОНФ разработать перечни посин-дромной укладки медикаментов и перевязочных материалов для оказания детям неотложной медпомощи. Со следующего года, правда, в ряде медвузов начнётся подготовка специалистов по новой специальности «бакалавр-школьная медицина».

Такая вот ситуация. А ведь возврат медкабинетов в школы был предусмотрен ещё 4 года назад «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 гг.», утверждённой Президентом РФ.

Так что поручение главы государства о разработке мер по охране здоровья школьников выполнено не в полной мере, и снимать его с контроля преждевременно, считают в Народном фронте. А пока школьная медицина - в ожидании перемен…

Константин ЩЕГЛОВ, обозреватель «МГ».

© lekar-dv.ru, 2024
Lekar-dv - Медицинский портал