Понятие негативизма: симптомы и особенности проявления у детей и взрослых. Негативизм лечение Негативизм определение

09.10.2023

Термин «негативизм» используется в психологии для характеристики состояния человека, который сопротивляется любому проявлению внешнего воздействия. Следует обратить внимание на тот факт, что рациональное объяснение такой модели поведения, редко удается найти. Нередко люди, страдающие негативизмом, поступают вопреки собственным желаниям. В данном состоянии, человек негативно воспринимает окружающую действительность и испытывает необузданное желание совершать поступки, которые противоречат общепринятым нормам.

В педагогической сфере, данный термин используется для характеристики оппозиционной модели поведения, которая проявляется в виде отсутствия признания авторитета педагогов. Давайте рассмотрим, как проявляется негативизм в различных жизненных аспектах.

Негативизм (англ. negativism; от лат. negatio – отрицание) – сопротивление воздействию

В психологии, феномен негативизма подразделяется на две формы проявления: пассивная и активная. Активная форма этой поведенческой модели подразумевает проявление агрессии и резкого сопротивления, на попытки воздействия со стороны общественности. Негативизм имеет тесную связь с нонконформизмом, что заставляет человека совершать поступки, которые в определенных случаях противоречат его желаниям. Нонконформизм – это поведенческая модель, подразумевающая полную автономность и резкое осознанное сопротивление давлению социума. Разница между этими моделями поведения заключается в том, что негативизм часто проявляется в виде несознательных поступков.

Пассивная форма рассматриваемого феномена характеризуется полным отказом исполнять требования и просьбы окружающих людей. Существуют физиологические типы проявления данного личностного расстройства, которые проявляются в виде отказа от еды, сна, передвижений и контактов с окружающими миром. По мнению специалистов, негативизм является одной из неотъемлемых составляющих комплекса протестующего поведения. Помимо самого негативизма, в состав данного комплекса входит упрямство, имеющее обоснованные мотивы.

Несмотря на то что упрямство является одним из проявлений рассматриваемого феномена, при негативизме человек не имеет определенных мотивов для оказания сопротивления. Единственное что связывает, два проявления синдрома протестующего поведения, наличие общих субъективных факторов, влекущих их развитие.

Негативизм в психологии - это состояние, при котором, человек отказывается придерживаться сложившихся социальных устоев и норм поведения. Подобный протест имеет определенное сходство с мутизмом. Под термином «мутизм» следует понимать психическое расстройство, которое заставляет человека отказаться от использования речи и жестикуляции для того, чтобы избежать общения с окружающими. Главным отличием этих состояний является то, что мутизм проявляется на фоне сильной эмоциональной травмы.

Заключительной составляющей комплекса протестующего поведения, является строптивость. В отличие от негативизма и упрямства, строптивость имеет направленность на различные общественные устои, включая важные события или саму систему человеческих ценностей.


Самой характерной чертой этого сопротивления является его необоснованность, отсутствие разумных для него оснований

Причина изменения модели поведения

Согласно мнению специалистов, негативизм является неотъемлемой составляющей сложных психических расстройств. К таким расстройствам относятся кататонический синдром, шизофрения, деменция и аутизм. Нередко, человек под влиянием затяжной депрессии, изменяет собственную модель поведения в сторону рассматриваемого феномена.

Если рассматривать негативизм в широком спектре проявления, то можно сказать о том, что главная причина его появления – состояние фрустрации.

Чаще всего данное состояние возникает на фоне длительного отсутствия возможности удовлетворить собственные потребности. В подобном состоянии человек негативно воспринимает окружающую обстановку и жизненные обстоятельства. На фоне подобного восприятия окружающего мира, человек испытывает психологический дискомфорт, который находит отражение в поведенческой модели.

Желание изменить общественные устои и отказ от соблюдения установленных норм, может возникнуть на фоне сложности интеграции в социум. Наличие данной проблемы приводит к гиперкомпенсаторной реакции, которая запускается на фоне коммуникативных сложностей. Рассматриваемая модель поведения может выражаться яростным упрямством на любую попытку оказать внешнее давление. Если человек с рассматриваемым расстройством ощущает, что требования общества значительно отличаются от его внутренних нужд, запустится своеобразная защитная реакция. Специалисты объясняют данный факт тем, что индивидуум нуждается в свободе самовыражения и возможности контролировать собственную жизнь.

Как взаимосвязаны негативизм и возраст

Перед тем как говорить о взаимосвязи возраста человека и его поведенческой модели, давайте уделим внимание вопросу, что такое нонконформизм, определение и проявление этого состояния. Под термином «нонконформизм» следует понимать модель поведения, которая подразумевает отстаивание личностных установок, которые прямо противоречат нормам, установленным в обществе. Ярким примером подобной модели поведения являются дети, которые относят себя к различным субкультурам (панки, готы и прочие неформалы).

Согласно статистическим данным, человек за свою жизнь сталкивается с несколькими возрастными кризисами. Этот период жизни ознаменует изменения в модели поведения и восприятии окружающего мира, что проявляется в виде частых эмоциональных перепадов. Во время возрастного кризиса, человек проявляет повышенную конфликтность, агрессивность и пессимистичное восприятие окружающего мира. В большинстве случаев, негативизм является неотъемлемой составляющей подобных изменений в восприятии. Чаще всего, рассматриваемый феномен встраивается в модель человеческого поведения под влиянием стрессовых факторов, которые оставляют индивидуума беззащитным против внешнего воздействия.


Негативизм обусловлен действием психологической защиты в ответ на воздействия, которые противоречат внутренним смыслам субъекта

Согласно данным научных исследований, подавляющее большинство возрастных кризисов проявляются в возрасте от одного месяца до двадцати лет . Давайте рассмотрим самые распространенные кризисы:

  • кризис новорожденного;
  • кризис первого года жизни и трех лет;
  • школьный кризис;
  • кризис пубертатного возраста.

В более зрелом возрасте человек встречается лишь с двумя видами кризисных периодов. К таким периодам относятся достижение среднего возраста, и психологический стресс, вызванный выходом на пенсию.

Как проявляется негативизм в детском возрасте

Негативизм у детей чаще всего проявляется в возрасте трех лет, так как фундамент личностной модели поведения закладывается именно в этом возрасте . По достижению вышеуказанного возраста, дети начинают стремиться к самостоятельности, что приводит к появлению категоричности и упрямства. Данный период лучше всего можно описать с помощью словосочетания «Я сам». Желание самостоятельно познавать мир редко сопровождается наличием возможности самостоятельного исполнения желаемых действий. На фоне этого, развивается фрустрация, которая выступает в качестве неотъемлемой составляющей негативизма.

Молодым родителям следует уметь различать проявление рассматриваемого феномена с обычным непослушанием. Отказ от действий, которые малышу не хочется выполнять, является нормой для этого возраста. Рассматриваемый феномен проявляется в тех случаях, когда ребенок проявляет ярко выраженный отказ исполнять просьбы, озвученные взрослыми.

Клиническая картина

Негативизм является симптомом кризиса, вызванного переходом на определенную ступень человеческого развития. Помимо этого, данное состояние характерно для многих психических расстройств. Форма проявления данной модели поведения зависит от типа негативизма (пассивный или активный), и может выражаться как демонстративным неподчинением, так и пассивным сопротивлением. Многие люди, страдающие от этого расстройства, часто игнорируют рекомендации специалистов, что значительно осложняет процесс лечения .


Негативизм чаще всего проявляется у детей по отношению к требованиям взрослых, которые не учитывают их внутренние потребности

Негативизм проявляется в человеческой модели поведения в виде следующих признаков:

  1. Трудность создания коммуникативных связей и взаимодействия с окружающими людьми.
  2. Вспыльчивость, замкнутость и конфликтность.
  3. Недоверие и повышенная тревожность.
  4. Редкое желание идти на уступки вопреки собственному мнению.

Во взрослом возрасте проявления негативизма имеют большое сходство с нигилизмом. Нигилизм является определенной моделью мировоззрения, которая характеризуется как сознательный человеческий выбор. Люди с негативизмом в отличие от нигилистов, не обладают способностью контролировать собственное поведение.

Специалисты говорят о том, что описать внутреннее восприятие окружающего мира человека, страдающего негативизмом, крайне сложно, из-за того, что данная модель поведения воспринимается как норма. Охарактеризовать это расстройство можно, как наличие сложностей в формировании потребностей и желаний. Нередко развитие расстройства сопровождается внутренними конфликтами и агрессией, направленной на самого себя. При пассивной форме расстройства, у больных наблюдается заторможенность сознания, граничащая с равнодушием к происходящим вокруг событиям.

Как бороться с проблемой

Примеры нонконформизма часто встречаются в нашей жизни. Примерами подобного поведения в обществе могут стать различные государственные перевороты, когда люди несогласные с установленными порядками, пытаются навязать обществу собственные ценности. В отличие от нонконформизма, негативизм чаще проявляется в повседневной жизни, не связанной с общественностью. Наличие подобных расстройств у близких, является веским поводом для обращения к специалисту. Только психологическое воздействие опытного врача позволяет решить внутренний конфликт, который является первопричиной патологического упрямства.

В случае с детьми дошкольного возраста используются различные методики психической коррекции, построенные на формате игр и сказок. При появлении негативизма в подростковом возрасте, используются когнитивно-поведенческие методики. Очень важно, суметь найти необходимую нить, которая позволит выйти на контакт с подростком, замкнувшимся в собственном мире. Для того чтобы достичь необходимого результата, родители ребенка должны принимать непосредственное участие в лечении. Для корректировки поведения потребуется применить всю свою изобретательность, так как в противном случае, можно столкнуться с эмоциональным барьером, который построит подросток.

Родителям важно понимать, что давление в психологическом плане, оказываемое на ребенка, может привести лишь к ухудшению ситуации. Угрозы и физическое наказание заставят ребенка замкнуться в собственном мире. Специалисты рекомендуют использовать методику мягкого воздействия, которая основывается на компромиссах. Родителям следует стараться как можно реже становиться инициаторами конфликтов с детьми.

Основная задача терапии, научить ребенка правильно взаимодействовать с окружающим миром, благодаря прививанию позитивных моделей поведения. Достижение результатов в изменении собственной поведенческой модели должно сопровождаться похвалой и пониманием. Положительное подкрепление имеет важную роль для не до конца сформированной психики.


Негативизм может выражаться как в отказе выполнять предъявляемые требования, так и в выполнении действий, противоположных требуемым

Профилактические методы

Конформизм и нонконформизм являются своеобразным балансом человеческой модели поведения. Преобладание одной из сторон этого феномена, может негативно сказаться на восприятии окружающего мира. Для того чтобы не допустить данного психического расстройства у близких, следует оказывать им поддержку и внимание. Чаще всего в подобной поддержке нуждаются люди, вступающие в кризисный возраст.

При проведении профилактики у детей, важно обучить их правильно адаптироваться в социуме. Пожилым людям, следует уделять особое внимание, так как часто по достижению старческого возраста, человек утрачивает коммуникационные связи с окружающими. Помните о том, что очень важно своевременно предотвратить развитие фрустрации, так как это состояние является основной первопричиной развития негативизма.

4 3 232 0

Понятие негативизма очень широкое. Чаще всего о нем говорят в рамках темы детей и подростков. Но этот симптом проявляется при всевозрастных проблемах: кризисах, депрессиях, психических расстройствах. Им часто страдают алкоголики и наркоманы. Что такое детский негативизм? Это когда даришь ребенку игрушку, улыбаешься, а он ее тут же ломает и сыплет градом проклятий. З. Фрейд еще определял негативизм как примитивную психологическую защиту. Поскольку симптом имеет взаимосвязь с возрастом, кажется, что невозможно с этим что-то поделать. Но детский негативизм преодолевается до того, как пошли первые его проявления.

Причины детского негативизма

Негативизм может сформироваться как черта характера из-за генетической предрасположенности и гормонального фона.

Автор трех научных работ по детской психологии Т.П. Клейникова считает главной причиной попустительство взрослых в вопросах воспитания. Тогда непонятно, почему даже в семьях верующих и военных встречается эта психологическая проблема. Ребенок протестует против двух вещей: жизненных обстоятельств и негативного отношения к нему разных людей.

Также подросток может испытывать чувство беспомощности и необходимость самоутверждения. Ему может казаться, что его недостаточно любят. Таким поведением пытается привлечь к себе больше внимания.

Признаки симптома

Подростковый негативизм может проявляться по-разному. У детей он более четкий. Для точного определения нужно, чтобы ребенок раскрылся и позволил «заглянуть внутрь себя». Но чаще приходится ориентироваться на внешний фактор:

  • Частые высказывания о несовершенстве мира.
  • Негативисту хочется очернить все вокруг и сравнять внешнее с внутренним мраком.
  • Чрезмерная чувствительность. Склонность к переживаниям, жалобам вместо поиска решения проблемы.
  • Неприятие позитивных людей. Счастливые люди становятся бельмом в глазу.
  • Негативист считает, что все должны быть несчастны.
  • Неблагодарность. Благодарность порождается от избытка любви. Скрытое осознание своей низменности и неприятие себя не помогут полюбить кого-то или что-то.
  • Концентрация на плохом. Все события видятся в темных тонах.

В каком возрасте ребенок перестает слушаться

Психологи говорят о первом проявлении в возрасте трех лет. Детский психолог и телеведущая Наталья Барложецкая считает, что первые признаки возможны и в два года. Первый возрастной кризис получил название «я сам». Ребенок отказывается от помощи, капризничает, а часто еще и мстит. Так проявляется стремление доказать свою взрослость.

Следующее обострение происходит в возрасте семи лет. Особых отличительных черт не имеет. Проявления речевого негативизма – отказа от общения – редкость. Подростковый негативизм начинается с 15 лет. Гормоны бурлят, мир съехал с катушек, жизнь – дрянь, все вокруг – подлецы – частая жизненная позиция подросткового негативиста.

В это время с подростком случаются две вещи: снижается уровень интеллектуальной и трудовой деятельности, часто меняется настроение.

Гуру советской психологии Л. С. Выготский отмечал, что девочки-подростки больше склонны к пассивному негативизму.

Максимум, что они сделают – нагрубят. Мальчики от природы более агрессивны. Следствие – постоянные драки. Специалисты отмечают смещение возрастных кризисов. Из-за этого негативизм может проявляться в 20-22 года. Также он возможен и в зрелом возрасте после личного провала. Но главными считаются трехгодовалый и подростковый периоды.

Когда негативизм опасен

Когда поведение переходит адекватные границы. Например, подросток не научился себя вести в обществе. Установка о вседозволенности закрепилась в сознании. Сначала его отвергнут сверстники. Во взрослом мире с ним не будут считаться. Это приведет к замкнутости и уходу в себя. Возможны нарушения закона, чтобы дать выход своей подсознательной агрессии.

Как помочь негативисту

Наталья Барложецкая дает такие советы родителям:

  • Четкие границы поведения. Нужно расставить все «можно» и все «нельзя» по ситуациям. Их баланс очень важен. Когда слишком много запретов, последует бунт.
  • Последовательность. Требования должны быть обязательными для всех: детей и взрослых. Несправедливость обостряет негативизм ребенка.
  • Режим дня. Его важность состоит в воспитании чувства порядка и безопасности. Когда знаешь, что будет дальше, чувствуешь себя комфортнее.
  • Поощрение. За обилием обязанностей нельзя забывать о правах ребенка. Поощрять позитивное отношение и подавать личный пример – ключ к успеху.
  • Фишка. Маленьким трюком может стать ведение дневника. Психолог Луиза Сандарараджан из Рочестерского психиатрического центра экспериментально доказала, что ведение дневника успокаивает и лечит. А создатель метода экспрессивного письма Джеймс Паннебейкер утверждает, что такое времяпровождение даже укрепляет иммунитет, улучшает сон и нормализует кровяное давление.

Коррекция детского негативизма

Для детей лучше использовать метод игры. Наиболее часто в центрах психологической помощи детям используют три метода: сказкотерапию, арт-терапию и песочную терапию.

В подростковом возрасте советуют использовать когнитивно-поведенческую терапию. Это набор тренингов, который помогает устранить причину агрессии, страха и других негативных эмоций.

Правила для родителей

Чтобы легко пережить возрастной негативизм, родители должны правильно воспитывать ребенка:

  • Безусловная любовь. Ребенок должен чувствовать, что его любят не за заслуги, а просто так.
  • Поступки. Осуждать нужно не самого ребенка, а его поступки. При этом – всегда доступно объяснять, почему так делать нельзя.
  • Пример. Дети лучше воспринимают «живую» информацию. Личный пример будет самым эффективным способом здорового поведения.
  • Добро побеждает зло. Это правило ребенок должен усвоить в детстве. Когда он злиться, нужно обнять его, успокоить, перевернуть ситуацию.
  • Нет давлению. Подавлять ребенка ни в коем случае нельзя. Подавленная агрессия уходит глубже и только крепнет со временем.

Уровни негативизма

Как-то Вуди Аллен написал о том, что две пожилые дамы отдыхали на курорте в Кэтскил, и одна заявила: «До чего же здесь невкусная еда». А вторая добавила: «И не говорите! Еще и порции маленькие». Аллен же написал, что примерно то же самое он ощущает в отношении жизни. Негативизм в качестве проявления негативной установки, проявляется как тотально, так и избирательно – на разных уровнях – коммуникативном, поведенческом или глубинном (без внешних проявлений).

Негативизм коммуникативный (поверхностный): на уровне слов люди ругаются, возражают и обвиняют. При этом, что касается отношений и дел, это может быть и «негативный» человек, и позитивный, и любящий, и конструктивный.

Негативизм поведенческий: человек отказывает или делает всё наоборот, наперекор требованиям и просьбам.

Пассивный негативизм: человек игнорирует просьбы и требования.

Активный негативизм (протестный) – человек выполняет всё с точностью наоборот, о чём бы его ни просили.

Негативизм может проявляться также в отношении к обществу или к группе: человеку кажется, что эти люди подавляют его индивидуальность, и он пытается всё сделать «не так, как другие».

Если будете знать симптомы негативизма, то, возможно, не допустите того, чтобы он развился и у вас.

Итак, к симптомам негативизма относятся:

  • Склонность попереживать и поныть.
  • Неприязнь к человеку с позитивным мировосприятием .
  • Философская задумчивость о том, как несовершенен мир.

Негативизм – состояние неприятия, отторжения, негативная установка к миру, к жизни, к конкретному человеку, является типичным признаком деструктивной позиции. Может проявляться как черта характера или ситуативная реакция. Термин применяется в психиатрии и психологии. В психиатрии он описывается в связи с развитием кататонического ступора и кататонического возбуждения. Кроме того, в купе с другими проявлениями он является признаком шизофрении, в том числе кататонической.

В психологии данное понятие применяется в качестве характеристики особенностей проявления возрастных кризисов. Чаще всего он наблюдается у детей трех лет и подростков. Противоположностью этого состояния являются: сотрудничество, поддержка, понимание. Известный психотерапевт З. Фрейд объяснял данное явление как вариант примитивной психологической защиты.

С понятием негативизма некоторую схожесть имеет понятие нонконформизма (несогласия), которое означает активное отторжение общепринятых норм, установленного порядка, ценностей, традиций, законов. Противоположным состоянием является конформизм, при котором человек руководствуется установкой «быть, как все». В повседневной жизни обычно, нонконформисты испытывают давление и агрессивное поведение со стороны конформистов, которые представляют собой «молчаливое большинство».

С точки зрения науки, и конформизм, и нонконформизм являются элементами детского, незрелого поведения. Зрелое поведение отличается независимостью. Более взрослыми проявлениями поведения являются любовь и забота, когда личность расценивает свою свободу не как то, что можно чего-то не делать, а, напротив, можно делать что-то достойное.

Негативизм может проявляться в восприятии жизни, когда личность видит в жизни сплошной негатив. Такое настроение называют негативным мировосприятием – когда человек воспринимает мир в темных и мрачных тонах, он во всем замечает только плохое.

Негативизм, как черта характера, может сформироваться под влиянием разных факторов. Наиболее распространенными считаются влияние гормонального фона и генетическая предрасположенность. Вместе с тем, специалисты считают необходимым учитывать и ряд следующих психологических факторов:

  • беспомощность;
  • недостаток сил и умений для преодоления жизненных трудностей;
  • самоутверждение;
  • выражение мести и неприязни;
  • недостаток внимания.
  • Определить наличие этого состояния у себя человек может самостоятельно по наличию следующих симптомов:

    • мысли о несовершенстве мира;
    • склонность к переживаниям;
    • неприязненное отношение к людям с позитивным мировосприятием;
    • неблагодарность;
    • привычка проживать проблему, вместо поиска способа ее решения;
    • мотивация посредством негативной информации;
    • акцентирование внимания на негативном.
    • Исследования психологов позволили установить несколько факторов, на которых базируется негативная мотивация, среди них:

    • боязнь напороться на неприятности;
    • чувство вины;
    • страх утратить имеющееся;
    • недовольство своими результатами;
    • отсутствие личной жизни;
    • желание доказать что-то окружающим.
    • При общении с человеком, у которого просматриваются признаки этого состояния, следует быть осторожным и не указывать ему в открытую на наличие данной патологии, так как у них возможно проявление реакции защиты, что еще больше укрепит их негативное восприятие.

      Вместе с тем, каждый человек способен самостоятельно проанализировать свое состояние и не дать себе «свалиться в негативизм».

      Негативное восприятие может проявляться как в активной форме, так и в пассивной. Активный негативизм характеризуется открытым неприятием просьб, такие люди делают все наоборот, о чем бы их ни просили. Характерен он для детей трех лет. Достаточно часто в это время встречается речевой негативизм.

      Маленькие упрямцы отказываются выполнять любые просьбы взрослых и делают все наоборот. У взрослых людей данный вид патологии проявляется при шизофрении, так больных просят повернуться лицом, они отворачиваются в противоположную сторону.

      Вместе с тем, негативизм нужно отличать от упрямства, так как упрямство имеет некие причины, а негативизм является немотивированным сопротивлением.

      Пассивный негативизм характеризуется полным игнорированием требований и просьб. Обычно он присутствует при кататонической форме шизофрении. При попытке изменить положение тела больного, он сталкивается с сильным сопротивлением, которое возникает в результате повышения мышечного тонуса.

      Кроме того, выделяют поведенческий, коммуникативный и глубинный негативизм. Поведенческий характеризуется отказом выполнять просьбы или действием наперекор. Коммуникативный или поверхностный проявляется во внешнем проявлении неприятия чьей-то позиции, однако что касается конкретного дела, такие люди вполне конструктивны, общительны и позитивны.

      Глубинный негативизм — внутреннее неприятие требований без внешних проявлений, которое характеризуется тем, что независимо от того, как человек ведет себя внешне, внутри у него присутствует негативное предубеждение

      Негативизм и возраст

      Детский негативизм впервые проявляется у детей трех лет. Именно на этот период приходится один из возрастных кризисов, который получил название «Я сам». Дети трех лет впервые начинают бороться за свою самостоятельность, они стремятся доказать свое взросление. Для возраста трех лет характерны такие признаки, как капризы, активное неприятие родительской помощи. Дети часто высказывают возражения на любые предложения. У детей трех лет проявлением негативизма является стремление отомстить. Постепенно при правильной реакции взрослых детский негативизм у дошкольника проходит.

      Частым проявлением такого состояния у дошкольника является мутизм — речевой негативизм, который характеризуется отказом от речевого общения. В этом случае следует обратить внимание на развитие ребенка, чтобы исключить наличие серьезных проблем со здоровьем как психическим, так и соматическим. Речевой негативизм является частым проявлением кризиса трех лет. Редко, но возможно проявление подобного состояния в 7-ми летнем возрасте.

      Детский негативизм может свидетельствовать о наличии психической патологии или личностных проблем. Затянувшийся негативизм у дошкольника требует коррекции и особого внимания взрослых. Реакции протестного поведения характерны для подросткового возраста. Именно в это время негативизм у детей становится причиной частых конфликтов в школе и дома. Подростковый негативизм имеет более яркую окраску и проявляется в возрасте 15-16 лет. Постепенно, по мере взросления, эти проявления исчезают при грамотном подходе родителей. В некоторых случаях требуется коррекция поведения. С этой целью родители взбунтовавшегося ребенка могут обратиться за помощью к психологу.

      В настоящее время специалисты отмечают смещение границ возрастных кризисов у подрастающих поколений. В связи с этим, явления негативизма становятся типичными для молодых людей в возрасте 20-22 лет, что, несомненно, накладывает отпечаток на их социализацию. Негативизм может проявиться и в более зрелом возрасте, и у пожилых людей в период обострения личных неудач. Кроме того, он встречается при деменции и прогрессивном параличе.

      Температура 40 у взрослого что делать и как правильно ее сбивать

      В ысокая температура является реакцией организма на атакующие его вирусы, болезнетворные бактерии, а также протекающие воспалительные процессы. В большинстве случаев не требуется специального медикаментозного лечения для ее снижения.

      Но что делать, если поднялась температура 40°C? Это может говорить о наличии очень серьезных заболеваний, затягивать с лечением которых не стоит.

      Опасность температуры 40°C

      Причины, вызывающие гипертермию могут быть самыми разными, от простого переутомления до очень серьезных, которые способны привести к тяжелым и необратимым последствиям.

      Температура 40 градусов вызывает у больного очень большую нагрузку на сердце, что представляет большую опасность для людей, имеющих проблемы с сердечно-сосудистой системой или обменом веществ, так как нарушается кровообращение.

      Кроме этого, лихорадка с пиретическими значениями термометра вызывает нарушение в работе головного мозга и центральной нервной системы, ведет к понижению артериального давления. Несвоевременная помощь может обернуться серьезными последствиями для жизни и здоровья.

      Поэтому, если поднялась температура 40°C у взрослого, первое что нужно делать, - принять любое эффективное жаропонижающее средство, предварительно ознакомившись с его противопоказаниями.

      После этого необходимо обратиться к врачу для выяснения причин такого состояния.

      Что делать , если у взрослого температура поднялась до 40 °C?

      Во избежание тяжелых последствий высокую температуру, превышающую 38,5 градуса у взрослых необходимо понижать, не говоря уже о более высокой 39-40°C .

      Как сбить температуру 40°C у взрослого? Прежде чем ответить на этот вопрос, стоит напомнить, что обращение ко врачу необходимо, а снижение столь высокой температуры, лишь временная мера направленная на облегчение состояния больного, до приезда Скорой помощи. Недопустимо ограничиваться лишь приемом жаропонижающих, игнорируя первопричину жара.

      Быстрого эффекта можно добиться, предприняв комплекс мер в домашних условиях:

      Принять жаропонижающее средство. Первое место, среди таких, по безопасности и с наименьшим количеством побочных эффектов является Парацетамол и другие препараты на его основе:

      Сильным жаропонижающим при температуре 40°C , является Аспирин . Основным действующим веществом которого является, - ацетилсалициловая кислота. Аспирин обладает более широким перечнем побочных эффектов, чем парацетамол. В частности, нельзя его принимать при гриппе, а также любых заболеваниях крови. Кроме того, он противопоказан детям.

      Хорошо помогают сбить температуру Ибупрофен и Вольтарен . Они также помогают снять и болевой синдром. Многие из этих препаратов имеют ряд противопоказаний, поэтому перед приемом необходимо ознакомиться с инструкцией.

      Жаропонижающие необходимо пить каждые 4-6 часов, но не более 3 раз в сутки. Порошки являются более эффективными и быстродействующими. Особенно важно максимально быстро справиться с гипертермией людям, страдающим следующими заболеваниями:

      Важно помнить, что прием таких препаратов запрещен, если у заболевшего присутствуют такие симптомы как, - боль во внутренних органах, тошнота и рвота, диарея. При любом из них необходимо вызвать Скорую помощь, как можно скорее.

      Помимо приема жаропонижающих средств, больному необходимо создать следующие условия:

      • постельный режим;
      • помещение, где находится больной должно регулярно проветриваться. Идеальная температура воздуха- 20 градусов;
      • одежда заболевшего должна быть легкой из натуральной ткани;
      • регулярно менять постельное белье.
      • Очень важно соблюдать питьевой режим. Для выведения из организма вредных веществ нужно употреблять много жидкости. Отличным вариантом будет теплый чай с лимоном, медом, имбирем, клюквенный морс, отвар из липы, мяты.

        Хорошо помогают прохладные компрессы на лоб и обтирания.

        • укутывать больного, особенно при сильном ознобе;
        • делать согревающие компрессы из горчичников и прикладывать грелку;
        • употреблять очень горячие напитки, особенно чай с малиной, который может вызвать сильное обезвоживание;
        • принимать ванны и душ с холодной водой;
        • употреблять алкоголь.
        • Дальнейшее лечение больного назначается после выявления причин, вызвавших гипертермию и постановки диагноза.

          В большинстве случаев избавиться от серьезных заболеваний помогает прием антибиотиков. Только они способны максимально эффективно и быстро справиться с бактериальными инфекциями, часто являющимися основными причинами высокой температуры в 40°C .

          В частности, они назначаются для лечения таких опасных болезней как - менингит, туберкулез, ангина, воспаление легких, дифтерия, скарлатина, гнойные инфекции, бронхит, во время воспаления ревматических заболеваний.

          При высокой температуре в 40 градусов и выше показана срочная госпитализация с дальнейшим прохождением терапии в стационаре под присмотром специалистов.

          Причин, по которым температура поднимается до 40 градусов, много. В 80% случаев ими являются простудные инфекционные заболевания и вирусы гриппа. Тем не менее гипертермия может быть симптомом развития и более серьезных болезней.

          Инфекционные заболевания

          Таким образом, основными инфекционными причинами могут быть:

          Особо опасные инфекции и их возбудители: холера, чума, желтая лихорадка, сибирская язва.

          Инфекции дыхательных путей: ринит, гайморит, фарингит, туберкулез, пневмония.

          Инфекции мочеполовой системы:

        • гонорея, кандидоз, хламидиоз, герпес;
        • Оспа ветряная;
        • Столбняк.
        • Срочная медицинская помощь нужна, при обнаружении одного или нескольких следующих сопутствующих симптомов:

    1. высокая сонливость;
    2. сыпь;
    3. головная боль;
    4. сильная боль в горле, мешающая глотанию;
    5. повышенное слюноотделение;
    6. боль в груди;
    7. затрудненное дыхание;
    8. частая рвота;
    9. кровь в стуле;
    10. боль в животе;
    11. спутанность и потеря сознания;
    12. воспаление или опухоль любой части тела.
    13. Некоторые из этих опасных заболеваний, помимо высокой температуры, могут протекать бессимптомно.

      Причины высокой температуры без симптомов

      Если температура 40 градусов у взрослого без других симптомов держится несколько дней, это может быть причиной протекания следующих серьезных заболеваний:

    14. Если в течение дня температура, то опускается, то вновь поднимается, это может быть признаком туберкулеза или скопления гноя;
    15. Брюшной тиф. При этом заболевании также характерно поднятие высокой температуры тела без других видимых симптомов;
    16. Различные травмы и повреждения тканей также могут привести к температуре 40;
    17. Доброкачественные и злокачественные новообразования;
    18. Эндокринные заболевания (зоб, гипертиреоз, порфирия);
    19. Инфаркт миокарда;
    20. Заболевания крови (лейкоз, лимфома);
    21. Инфекционный эндокардит. Может возникать после перенесенных на ногах ОРВИ, ангины, гриппа;
    22. Менингококковая инфекция. Очень опасное и коварное заболевание, которое трудно вовремя диагностировать. Не вовремя начатое лечение часто заканчивается летальным исходом;
    23. Хронический пиелонефрит;
    24. Ревматоидный артрит и другие воспалительные заболевания суставов;
    25. Развитие катаральной ангины;
    26. Аллергическая реакция;
    27. Волчанка красная.
    28. Что делать при температуре 40 °C без дополнительных симптомов?

      Для снижения температуры следует принять жаропонижающее средство, но для выявления истинной причины такого состояния нужно пройти полноценное медицинское обследование.

      Только после правильно установленного диагноза врач назначит единственно правильное лечение первопричины.

      Температура 40°C и без симптомов может быть и следствием следующих безопасных для жизни и здоровья состояний, не требующих специального лечения:

      1. Переутомления, стресса и серьезного нервного перенапряжения;
      2. После длительного пребывания на солнце. Высокая температура может возникнуть от перенесенного теплового удара и перегрева;
      3. В период активного роста и полового созревания. Особенно часто встречается у мальчиков подросткового возраста.
      4. Таким образом, чтобы выявить истинные причины температуры, поднимающейся до 40 градусов нужно пройти обследование от врача и сдать ряд медицинских тестов:

      5. общий и биохимический анализ крови;
      6. анализы мочи;
      7. УЗИ, рентген;
      8. анализ мокроты и другие.
      9. Правильно и своевременно поставленный диагноз, во многих случаях поможет спасти жизнь больного.

        Пульс у взрослого человека: норма, как измерить

        Пульс – один из важнейших жизненных показателей. В давние времена целители ставили правильные диагнозы, основываясь только на его характеристиках. Сейчас появилось много вспомогательных диагностических методик и приборов, но при любых острых расстройствах здоровья, люди прежде всего пытаются определить частоту пульса. Помогает определить нормальный пульс у взрослых таблица по возрасту и полу. Обычно в таких таблицах указываются и нормы артериального давления человека.

        Давление человека (норма по возрасту) и пульс — таблица у взрослых

        Артериальное давление и частота пульса – важные жизненные показатели. Отклонение их от нормы может свидетельствовать о серьезной патологии в организме. Поэтому так важно уметь определять эти параметры самостоятельно в домашних условиях и знать границы нормальных значений. Для этого медики разработали специальные таблицы норм давления и пульса, где учитывается возраст и пол человека.

        количество ударов в минуту

        Но в этой статье речь пойдет прежде всего о пульсе: что обозначают его показатели, и как измерить его самостоятельно.

        Пульс — что это такое

        Работа человеческого сердца заключается в обеспечении всех органов и тканей кислородом и питательными веществами. Для этого оно всю жизнь ритмично сокращается и выталкивает волну крови в периферические артерии, которые, по мере продвижения этой и последующих волн, также ритмично расширяются. Такие колебания стенок артерий и называют пульсом. Его можно прощупать пальцами там, где крупные артерии расположены близко к поверхности кожи.

        Пульс у взрослых таблица по возрасту

        Важная и самая понятная характеристика пульса – его частота (ЧСС). Она зависит от многих причин и у здорового человека при физической нагрузке увеличивается, в покое и во время сна урежается. Также ученые определили границы нормальных значений ЧСС для каждой возрастной категории. Состояние, при котором частота сокращений у взрослого здорового человека менее 60 называется брадикардия, а более 80 — тахикардия.

        Известно, что в младенческом возрасте частота сердечных сокращений 140 вполне приемлема, а для взрослого человека такой показатель свидетельствует о нарушении работы сердца.

        После 50 лет наблюдается небольшой рост ЧСС, что связано с возрастными изменениями сосудистой системы и снижением способности организма компенсировать воздействие внешних факторов.

        Проще всего понять картину, воспользовавшись таблицей частоты пульса у взрослых по возрасту.

        Пульс в состоянии покоя (количество ударов в минуту)

        50 лет и больше

        Каким должен быть пульс у взрослого человека

        Кроме частоты, существуют другие важные характеристики пульса:

      10. Ритмичность. Пульсовые волны должны проходить через равные промежутки времени.
      11. Соответствие частоте ударов сердца.
      12. Наполнение. Для этого показателя имеет значение объем крови, который сердце проталкивает в сосуды во время сокращения.
      13. Напряжение. Зависит от систолического АД. Если оно высокое, то прижать артерию на руке сложнее.
      14. Поэтому у здорового человека молодого и среднего возраста пульс должен быть ритмичным, хорошего наполнения и ненапряженным, частотой 60-90 в 1 минуту.

        Выявлено, что в норме при небольшой бытовой физической нагрузке ЧСС у взрослого не должна превышать 100 ударов в минуту.

        Какой пульс считается нормальным у мужчин

        У взрослых здоровых мужчин, не занимающихся профессиональным спортом или постоянными тяжелыми физическими нагрузками, нормальная ЧСС составляет в среднем 70 в 1 минуту. Спортивные тренировки способствуют урежению пульса, и у тренированных людей он может быть 40-60 в 1 минуту.

        Какой пульс считается нормальным у женщин

        Женский организм в течение жизни подвержен значительным гормональным колебаниям, оказывающим влияние на сосудистую систему. В норме у женщин пульс более частый, чем у мужчин и составляет в среднем 80 в 1 минуту. Во время менструации, беременности, при наступлении климакса отмечается увеличение ЧСС, которое называют физиологической тахикардией.

        В состоянии покоя

        После физической нагрузки

        Как измерить пульс в домашних условиях

        Проще всего у здорового человека найти пульс на руке. В области основания большого пальца на внутренней стороне запястья лучевая артерия проходит близко к коже и находится практически на поверхности кости. Измерять рекомендуется на обеих руках. При наличии некоторой практики сделать это в домашних условиях совсем не сложно.

        Характеристики можно проверить также на сонных, височных, плечевых, бедренных, подключичных артериях.

        Если наблюдается ритмичный пульс, то его частоту считают за полминуты, умножая результат на два. Если встречаются перебои – подсчитывают все 60 секунд. При редком пульсе стоит сравнить его с частотой биений сердца. При снижении кровенаполнения сердца может быть «выпадение» пульсовых ударов на периферических артериях.

        Как измерить пульс на руке самостоятельно

        Измерение пульса на руке человека – простая медицинская манипуляция, которую несложно выполнить и самостоятельно неспециалисту.

      15. Расположить указательный, средний и безымянный пальцы вдоль руки под основанием большого пальца.
      16. Нащупать на поверхности лучевой кости продольную бороздку.
      17. Нажимая на артерию всеми тремя пальцами, сдавить ее, ощущая сопротивление. Затем ослабить давление и ощутить под пальцами пульсовые волны.
      18. Посчитать их количество за минуту, используя часы с отмерением секунд.
      19. Как измерить пульс на шее

        В случае, когда измерение пульса на руке представляет сложности (при низком давлении, травмах, выраженном атеросклерозе) можно проверить на сонных артериях, то есть на шее.

        1. Уложить на спину или усадить человека на стул.
        2. Расположить средний и указательный пальцы руки слева или справа вдоль внутренней стороны мышцы, идущей от угла нижней челюсти к середине грудины. Примерно на уровне кадыка или щитовидного хряща.
        3. Осторожно надавливая вглубь, ощутить пульсовые волны и посчитать их, используя секундомер.
        4. Важно не надавливать сильно на сонные артерии и не сдавливать обе одновременно. Так можно вызвать обморок и рефлекторное понижение артериального давления.

          Негативизм у взрослого

          Негативизм – специфическое поведение, когда человек высказывается или ведет себя демонстративно противоположно ожидаемому. Негативизм может быть ситуативным или чертой личности. Психологическим основанием проявления паттерна негативизма является субъективная установка на отрицание и несогласие с определенными ожиданиями, требованиями, мировоззрениями отдельных индивидуумов, социальных групп. Негативизм может демонстрироваться или иметь скрытые формы проявления. Дети проявляют подобное поведение в упрямстве, конфликтности, сопротивлении авторитетам, девиантном поведении.

          Изначально, негативизм – термин психиатрический. Активный негативизм выражается в намеренно противоречащих просьбах действиям, при пассивном отсутствии реакции вообще. Относят к симптомам шизофрении, возможно как проявление аутизма.

          Негативизм в психологии это особенность поведения.

          Что такое негативизм?

          Негативизм в психологии это сопротивление воздействию. От лат. «negativus» – отрицание – изначально употреблялся для обозначения патологических психиатрических состояний, постепенно термин перешёл в контекст поведенческих особенностей при нормальном психиатрическом статусе, так же используется в педагогическом контексте.

          Негативизм является симптомом кризиса. Характерной чертой данного явления называют неразумность и необоснованность, отсутствие явных причин. Повседневно негативизм проявляется при столкновении с воздействием (вербальным, невербальным, физическим, контекстным) противоречащим субъекту. В некоторых ситуациях это защитное поведение с целью избегания прямой конфронтации.

          По аналогии с изначальным использованием негативизм представляют в двух формах – активной и пассивной.

          Активная форма негативизма выражается в действиях противоположных ожидаемым, пассивная – отказ в выполнении действия вообще. Обычно негативизм считают ситуативным проявлением, носящим эпизодический характер, но при подкреплении этой формы поведения она может приобрести устойчивый характер и стать чертой личности. Тогда говорят об отрицательном отношении к миру, негативной оценке людей, событий, постоянной конфронтации даже с ущербом личных интересов.

          Негативизм может быть признаком возрастных кризисов, депрессии, начала психических заболеваний, возрастных изменений, аддикций.

          Как проявление негативной установки может транслироваться на вербальном, поведенческом или внутриличностном уровнях. Коммуникативно – вербальное выражение агрессии и несогласия, отказ делать требуемое или демонстративное делание противоположного, в случае поведенческой формы. В глубинном варианте имеет место не транслируемое вовне сопротивление, когда по объективным или субъективным причинам протест ограничивается внутренними переживаниями, например, если человек зависим от объекта оказывающего воздействие. Эта форма иногда, может выражаться в демонстративном молчании. Проявления могут относиться к социуму в общем, отдельной группе или личностям. Человеку представляется, что они подавляют индивидуальность и возникает стремление поступать противоположно.

          Негативизм возможен и в отношении восприятия жизни. Личность воспринимает саму жизнь, её организацию как таковую, как заставляющую индивидуальность подчинится её законам, стать «типичным представителем». Само существование характеризуется как проблема, конфликт, недостаток. Это проявляется как постоянная критика мироустройства на разных уровнях от глобального до бытовых ситуаций. В крайнем выражении возможен полный отказ от социальной реализации, как способ сопротивления подавлению.

          Основой для появления негативизма могут быть дефекты воспитания, в том числе семейный сценарий отношения к жизни, сформированные акцентуации характера, кризисные периоды, психотравмирующие ситуации. Общим для всех факторов есть внутриличностная инфантильность, когда ресурсов для решения проблемы, умений выйти из конфликта, аргументировать свою позицию или проигнорировать попытку вмешательства в свои границы человек создаёт иллюзию отрицания потребности в этом. Если данная форма восприятия имеет эпизодический характер, то это может быть этапом узнавания и преодоления нового, неизвестного и пугающего. Но если подобный паттерн поведения приобретает постоянное течение, то может идти речь о формировании характера, поведенческого сценария. Это форма патологической защиты эго, отрицание фактора, который привлекает внимание. Причинами можно назвать ощущение внутренней неуверенности, беспомощности, недостаток необходимых знаний и умений для преодоления проблемной ситуации.

          В периоды кризисов, негативизм как частый признак, это реакция на изменение социальной ситуации, в результате которой личность не может опираться на предыдущий опыт и требует новых знаний. Поскольку их ещё нет, страх не справиться вызывает реакцию сопротивления. В норме, получив необходимые знания и опыт, личность переходит на новый уровень саморазвития. Развитие предполагает определённый труд, период осваивания и преодоления. Если человек избегает этого процесса, то он застареет на этапе сопротивления, отказываясь от развития и акцент, который он не может преодолеть декларируется как нежелательный. В периоды ранних детских кризисов причиной может быть сценарий воспитания гиперопека и родители не дают ребенку самостоятельно пройти этап преодоления, пытаясь снизить его фрустрацию (на самом деле, свою) от неизвестности.

          Признаки негативизма

          Признаками негативизма можно назвать упрямство, грубость, замкнутость, демонстративное игнорирование коммуникативного контакта или отдельных просьб. Вербально это выражается в постоянно угнетённых, страдальческих, жалостливых разговорах, агрессивных высказываниях по отношению к различным вещам, особенно ценным для социума в общем или собеседника в частности. Критика в отношении людей, которые высказываются положительно или нейтрально по отношению к акценту негативизма. Размышления о негативном устройстве мира, ссылки на подтверждающие данную мысль труды, часто искажая смысл или игнорируя противоположные мнение аналогичного авторитета.

          Зачастую предположение у человека негативизма вызывает бурное отрицание и декларируется реалистичный, незашоренный, незаангажированный взгляд на окружающую действительность. Подобная позиция отличается от осознаваемо пессимистичной позиции тем, что негативизм не осознаётся. Целью негативистического восприятия обычно становится желаемая, но субъективно недоступная сфера, или аспект, который необходим человеку, но он не хочет или боится сделать неправильно, получить осуждение за ошибку. Потому вместо признания своего несовершенства в нём обвиняется внешний объект.

          Признаком есть необоснованно агрессивная реакция сопротивления, эмоционально заряженная и достаточно резкая, неожиданно быстро набирающая развитие. Спокойно воспринимать, игнорировать или разумно дискутировать на тему просьбы, темы, ситуации человек не может. Иногда реакция может быть с целью вызвать жалость, во избежание дальнейшего давления, тогда упорство может сочетаться со слезливостью, угнетённым состоянием. В детском возрасте это капризность и отказ выполнять просьбы, в старшем к этому прибавляется попытка обосновать свой отказ неразумностью или неправильностью происходящего.

          Впервые кризис негативизма относят к возрасту трёх лет, вторым считают подростковый негативизм 11-15 лет. Кризис трёхлетнего возраста подразумевает яркое желание ребёнка проявить самостоятельность. К этому возрасту формируется самоосознание, возникает понимание Я и в вербальном выражении это проявляется в появлении конструкции «я сам\а».

          Негативизм в данном возрасте связан с изменением мировосприятия. Ранее, ребёнок воспринимал себя более неотделимо от значимого взрослого. Теперь же осознание собственной автономности и физической отдельности вызывает интерес узнать окружающее в новом формате, самостоятельно. Эта новость осознания и субъективный шок от различия нынешнего ощущения и прежних впечатлений, а так же некоторую тревогу, сопровождающую каждое новое познавание, вызывает несколько резкую реакцию, в восприятии взрослого. Зачастую, этот период более психотравматичен именно для родителей, они шокированы, по их восприятию резким отторжением ребёнка и в страхе потерять с ним связь пытаются вернуть прежний, взаимозависимый, формат взаимодействия. На первом этапе это провоцирует повышение сопротивления, затем он снижается за счёт подавления личностью ребёнка своей активности и, в дальнейшем, может привести к пассивности, слабой воле, несамостоятельности и зависимому поведению.

          Подростковый период так же является сенситивным в формировании личности. Дополнительно кризис негативизма усугубляется гормональной перестройкой, отражающейся на общем восприятии и поведении ребёнка. У девушек он может совпасть с менархе и больше относиться к формированию половой идентификации, её соотношению с социальной ролью. У парней этот период больше связан с обозначением своей позиции в социальной иерархии, появляется стремление к группированию и выстраиванию взаимоотношений внутри коллектива.

          Если кризис 3-х лет связан с отделением Я от родительских фигур, то подростковый негативизм связан с дифференциацией Я и социума и, одновременно, понимание необходимости адекватного включения в социум, здорового слияния с ним для дальнейшего развития. Если этот период пройдёт патологически для личности, то сопротивление социальным нормам может стать жизненным сценарием.

          «Почему одни логопеды говорят: Нужно постоянно просить неговорящего ребенка повторять слова за взрослым, называть ту вещь, которую он хочет взять, требовать: «Скажи…», «Повтори…» А другие — что это только усугубляет ситуацию молчания, ребенок вообще откажется говорить после такой настойчивости взрослых? Как же быть?»

          Правильно ли поступает мама, которая с завидным упорством «пристает» к неговорящему малышу: «Скажи: Кукла!», «Скажи: Дай мяч!».

          И, не добившись от ребенка ответа, отворачивается и говорит: «Плохой мальчик!».

          Бывает, что малыш один раз скажет какое-то слово и больше не повторяет его. Родители с энтузиазмом «берутся» за ребенка, требуя повторить это слово, произнести его по образцу, назвать этот предмет и т. п. Сначала мама с папой ласково просят, потом требуют, и наконец, разозлившись, ставят малыша в угол.

          Заговорит ли после этого малыш?

          Скорее всего, нет. Более того, это нередко является причиной возникновения речевого негативизма – явления, когда ребенок очень неохотно вступает в речевое общение.

          Чаще всего речевой негативизм возникает у детей, отстающих в речевом развитии, когда взрослые излишне активно принуждают ребенка говорить или акцентируют внимание на недостатках произношения. У заикающихся детей тоже имеет место речевой негативизм, как следствие страха перед речевыми запинками.

          В чем проявляется речевой негативизм?

          Отказываясь говорить, ребенок протестует против чрезмерных требований взрослых.

          На любое обращение или вопрос к нему ребенок отворачивается и молчит, иногда просто мычит и показывает пальцем.

          Часто малыш с речевым негативизмом старается удовлетворять все свои потребности самостоятельно, не обращаясь к взрослым. Сам достает игрушки с полки, сам берет из шкафа нужные вещи, сам включает телевизор или компьютер.

          Такая «самостоятельность» даже радует родителей, но они просто не осознают, что за этим стоит несформированность навыков речевой коммуникации и стойкий речевой негативизм.

          Как преодолеть речевой негативизм и вызвать у ребенка желание говорить?

          В норме речь ребенка проходит несколько этапов развития:

          — развитие мотивации к речи, возникновение желания говорить с окружающими;

          — развитие способностей ребенка к имитации речи взрослого.

          — обогащение словарного запаса (накопление слов);

          — развитие грамматической стороны речи, то есть правильное употребление слов, их согласование в предложениях.

          — развитие монологической и диалогической речи.

          Наша работа по развитию речи ребенка должна строиться в соответствии с этими тремя этапами. Надо отметить, что этапы не обладают четкими границами и порой имеют области наложения друг на друга.

          Если малыш не говорит совсем, то в любом возрасте нужно начинать именно с первого этапа. То есть сначала мы должны вызвать у ребенка желание общаться, сформировать мотивацию к речевой коммуникации .

          Начните с простейшей игры. Сядьте рядом с ребенком, возьмите куклу, если у вас дочь, или машинку, если имеете сына, и начните выполнять действия с игрушкой. «Вот идет наша кукла: топ-топ. Как идет наша кукла?» И сами же отвечайте: «Топ-топ».

          «А как зовут нашу куклу?» И снова дайте ответ сами, не требуя ничего от ребенка: «Ляля. Нашу куклу зовут Ляля».

          Не ждите сразу первых слов от малыша, ничего не требуйте, просто играйте и произносите вновь и вновь простейшие слова: «Ляля», «Топ-топ», «Би-би»…

          И когда вы услышите от ребенка робкое «То-то» или «Би», похвалите его, порадуйтесь! Ведь это маленькая победа, ваша и малыша! Контакт установлен, желание общаться и говорить появилось. И теперь можно переходить к следующему шагу – стимулировать имитацию речи взрослого ребенком .

          Для этого отберите простые по слоговому составу 5-10 слов – названий окружающих предметов, игрушек, того, что ребенок любит больше всего.

          Например, играя с кубиками, мы говорим: «Возьмем большой кубик. Что мы взяли?» И после небольшой паузы, если ребенок сам не ответит, говорим за него: «Кубик». «Поставим его на другой кубик. Получился дом. Что мы построили?» «Дом» и т. д.

          Постепенно паузы после вопросов увеличиваются — так мы поощряем ребенка к вступлению в диалог. Стремитесь к тому, чтобы малыш следил за вашей артикуляцией.

          Если ребенок молчит и не отвечает, не ругайте его. Продолжайте с энтузиазмом оречевлять любые действия.

          Таким же способом разговариваем с малышом во время режимных моментов. Главное, ребенок не должен догадываться, что вы с ним специально занимаетесь развитием речи, общение должно происходить непринужденно, естественно, комфортно для малыша. Важное условие — не используйте слова: «Повтори…!», «Скажи…!».

          Через какое-то время (обычно через пару дней) ребенок начнет повторять за вами слоги и слова, отвечать на вопросы. Искренне хвалите его!

          На первых порах не требуйте правильного, полного произношения каждого слова. Ведь малыш к этому просто не способен. Напротив, поощряйте любую речевую реакцию ребенка.

          Постепенно создавайте ситуации, стимулирующие потребность ребенка в общении с окружающими.

          Задавайте вопросы типа: «Что это ты принес?», «Что у тебя в руках?», «Что ты сейчас сделал?» Так мы активизируем изученные ранее слова.

          Ставьте малыша в ситуацию выбора: «Что ты хочешь: печенье или конфету?», «Какую игрушку тебе подать: мяч или машину?» Вопросы такого типа не только побуждают дать вербальный ответ, но и содержат в себе слово-подсказку для имитации. Основное условие — используйте только те слова, над которыми проводилась предварительная работа.

          Подкрепляйте любую речевую активность ребенка, не скупитесь на похвалу и добрые слова. Категорически избегайте оценок, исправлений, любых требований: «Неправильно!», «Повтори еще раз!», «Скажи вот так…», «Следи за собой!» Помните, наша задача — избавиться от речевого негативизма, добиться того, чтобы малыш сам начал проявлять речевую активность, и делал это с удовольствием.

    Вопрос № 4

    Общее понятие о возрастных кризисах и их характеристика

    Возрастные кризисы - теоретическое понятие, обозначающее переходный этап от одного возрастного периода к другому.

    Л.С. Выготский разработал концепцию, согласно которой психическое развитие осуществляется посредством смены стабильных или как их еще называют литических периодов и критических периодов.

    По мнению Л.С. Выготского, возрастные кризисы обусловлены, прежде всего, разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития ребенка.

    Принято выделять следующие возрастные кризисы:

      кризис одного года,

      кризис трех лет,

      кризис семи лет,

      подростковый кризис,

      юношеский кризис.

    Кризис трех лет

    Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.

    В основе кризиса – противоречие двух тенденций: стремление принять участие во взрослой жизни и утверждение самостоятельности – я сам!

    Л.С. Выготский, описывает характеристики кризиса 3 лет.

    1) негативизм – ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого.

    2) упрямство – это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам потребовал.

    3) обесценивание – обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Обесцениваются старые правила поведения, обесцениваются старые привязанности к вещам и т.п.

    4) строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков);

    5) своеволие - т.е. ребенок хочет делать все сам; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремиться к физической самостоятельности, а стремиться к самостоятельности намерения, замысла.

    6) протест-бунт , который проявляется в частых ссорах с родителями; по Л.С. Выготскому «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними»

    7) деспотизм - диктует свое поведение (если в семье 1 ребенок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему. Ревность к братьям.

    Кризис 7 лет

    На границе дошкольного и младшего школьного возраста ребенок проходит через очередной возрастной кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам.

    Причины кризиса 7 лет. Причина кризиса состоит в том, что ребенок перерос ту систему отношений, в которую он включен.

    Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы.

    Внешними проявлениями кризиса являются:

    1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка);

    2) манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то);

    3) симптом «горькой конфеты» - ребенку плохо, но он старается этого не показать, хитрость

    4) демонстративная взрослость

    Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает следовать хорошо знакомым, привычным нормам поведения (особенно когда дело касается выполнения повседневных бытовых требований).

    Согласно Л.С. Выготскому, основой этих изменений является утрата детской непосредственности.

    Ребенок теряет детскую наивность. Теперь по поведению ребенка взрослые не могут однозначно судить о том, что он думает, чувствует, переживает, чего действительно хочет. Потеря непосредственности связана с тем, что ребенок начинает размышлять, прежде чем действовать, пытается оценить свой поступок с точки зрения его результата, возможных отдаленных последствий и пр.

    Поведение ребенка перестает быть импульсивным и становится опосредствованным и произвольным. У него уже появляется способность управлять своим поведением. Ребенок может адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Это исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка.

    Происходят и существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере . Отдельные эмоции и чувства, которые испытывал ребенок четырех лет, были мимолетными, ситуативными, не оставляли заметного следа в его памяти.

    То, что он периодически сталкивался с неудачами в каких-то своих делах или иногда получал нелестные отзывы о своей внешности и испытывал по этому поводу огорчение, не влияло на становление его личности.

    Впервые возникает обобщение переживаний .

    Успехи и неудач, которые переживает ребенок в каких-либо ситуациях (учеба, продуктивные виды деятельности, общение), приводят к формированию чувства неполноценности, ущемленного самолюбия или, напротив, чувства собственной значимости, умелости, компетентности.

    По словам Л.И. Божович, кризис 7 лет является периодом рождения социального «Я».

    Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей . То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным. Маленький школьник с увлечением играет, но игра перестает быть основным содержанием его жизни.

    Этот новый уровень развития самосознания связан с появлением внутренней позиции. Это центральное личностное образование, которое теперь начинает определять всю систему отношений ребенка: к себе, к другим людям, к миру в целом.

    Подростковый кризис

    Особенности подросткового возраста.

    Подростковый возраст характеризуется беспокойством, тревогой, склонностью подростка к резким колебаниям настроения, негативизмом, конфликтностью и противоречивостью чувств, агрессивностью.

    Психологические особенности подросткового возраста:

    Перепады настроения;

    Желание быть признанным и оцененным другими сочетаюшееся с показной независимостью и бравадой;

    Эгоистичность проявляется наряду с преданностью и самопожертвованием;

    Грубость и бесцеремонность сочетается с неимоверной собственной ранимостью, колебаниями ожиданий – от сияющего оптимизма к самому мрачному пессимизму;

    Обостряется чувствительность к оценке другими его внешности, способностей, силы, умений и все это сочетается с излишней самоуверенностью.

    Кризис подросткового возраста является самым острым и длительным. Связано это с воздействием на подростка целого ряда гормональных, психологических и социальных факторов.

    Симптомы кризиса

      Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен.

      Второй симптом кризиса – негативизм .

    У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет.

    Существуют два основных пути протекания данного кризиса:

    Кризис независимости. Ребенок становится строптивым, упрямым, своевольным. Отмечаются также негативизм, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, протест-бунт, ревность к собственности. Для подростка требование не трогать ничего у него на столе, не входить в его комнату, а главное – «не лезть ему в душу». Остро ощущаемое переживание собственного внутреннего мира – вот та главная собственность, которую оберегает подросток и ревниво защищает от других.

    Кризис зависимости. Его симптомы – чрезмерное послушание, зависимость от старших и сильных.

    Если «кризис независимости» – это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил, то «кризис зависимости» – возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. В первом случае это: «Я уже не ребенок», во втором – «Я ребенок и хочу оставаться им».

    «Кризис зависимости» – достаточно неблагоприятный вариант развития.

    Как правило, в симптомах кризиса присутствует та и другая тенденция, но одна из них доминирует.

    © lekar-dv.ru, 2024
    Lekar-dv - Медицинский портал