Комиции. Общий характер римских народных собраний Виды собраний в древнем риме

21.11.2023

Римская республика управлялась тремя органами власти: сенатом, магистратами и народными собраниями. В римской республике юридически только народ - римские граждане в целом обладал верховной властью, поручая отдельные части этой власти разным учреждениям и лицам.

По данным Ливия, граждан при Сервии Туллии насчитывалось 80 тыс. (Liv. I. 44.2), в 219 г. до н.э. - 270 тыс. (Liv. Per. 20), в 208 г. до н.э. - 137 тыс. (Liv. XXVII. 36. 7), в 204 г. до н.э. - 214 тыс. (Liv. XXIX. 37. 6), в 69 г. до н.э. - 450 тыс. (Liv. Per. 98).

Верховенство народа выражали народные собрания, которые созывались регулярно и бесконтрольно решали почти все важнейшие вопросы государственной жизни: законодательство, уголовный суд, выбор магистратов, объявление наступательной войны.

В римской республике отсутствовало единое народное собрание, существовали три вида народных собраний с разными принципами комплектования и полномочиями: патрицианские куриатные, цензовые центуриатные и демократические трибутные. Народные собрания именовались термином комúции (comitia). Сomitia означало собрание всего римского народа по известным политическим подразделениям - куриям, центуриям или трибам для постановления какого-либо решения.

Куриáтные комиции - comitia curiataбыли собраниями патрициев и постепенно по мере уравнения в правах патрициев и плебеев теряли своё значение. Граждане на них почти не ходили. Они сохранили функцию формального утверждения магистратов, избранных другими собраниями. Кроме того, здесь утверждали акты завещаний и усыновлений.

Главной формой народных собраний стали центуриáтные комиции - comitia centuriata, введённые Сервием Туллием. Они включали в себя и патрициев и плебеев, разделённых на имущественные разряды, где большинство принадлежало наиболее зажиточным гражданам. В III в. до н. э. произошла демократизация центуриатных комиций. Число центурий увеличилось со 193 до 373. Все пять разрядов стали выставлять одинаковое количество центурий - по 70, плюс некоторое количество - 23 добавочных центурий. Отныне первый разряд теперь уже не мог располагать большинством при голосовании.

Центурии, в отличие от триб, не были постоянными единицами римского общества, а формировались после проведения ценза (переписи населения с указанием имущества), на его основе. В зависимости от переоценки имущественного состояния гражданин мог перейти в другой имущественный разряд и оказаться в другой центурии.

Центуриатные комиции выбирали важнейших магистратов - консулов, цéнзоров и прéторов, принимали новые законы, решали вопросы войны, мира и заключения международных договоров, предоставляли римское гражданство, осуществляли суд по наиболее тяжким уголовным преступлениям, то есть они рассматривали жалобы, апелляции римских граждан, приговорённых консулами в пределах города к смертной казни.

Наиболее поздним видом комиций являлись демократические трибýтные комиции - comitia tributa. Римские граждане, то есть и патриции и плебеи независимо от имущественного ценза распределялись по территориальным округам - трибам, которых первоначально было 20, а потом с ростом римской территории образовалось 35 триб. По этим трибам и собирались комиции. Первоначально это были собрания плебеев. Плебейские трибутные комиции принимали законы - плебисцúты, обязательные только для плебеев С 449 г. до н.э. плебисциты уравнивались с законами, которые принимались центуриатными комициями. Это заставило и патрициев принять участие в собраниях по трибам. В них стали участвовать все граждане независимо от имущественного ценза.

Трибутные комиции избирали некоторых магистратов - квесторов, курульных эдилов, народных трибунов, судили преступления, за которые полагался штраф, принимали законы по предложению народных (плебейских) трибунов. Законопроекты вносились магистратами в те народные собрания, на которых эти магистраты избирались. Центуриатные комиции принимали законопроекты, предложенные консулами, преторами. В период поздней республики наиболее деятельными в принятии законов оказались трибутные комиции, так как они включали всех граждан и, следовательно, больше склонялись к новизне. С другой стороны, народные трибуны чаще всего выступали с законодательной инициативой как защитники плебса. Они были менее заняты, чем прочие магистраты. Поэтому имели больше досуга для выработки законопроектов.

Народ мог сойтись на собрание только по инициативе, приглашению магистратов и решал только те вопросы, которые будут предложены ими. Рядовой гражданин Рима тем самым не обладал правом законодательной инициативы, как в Афинах. Причём решение принималось в форме утвердительного или отрицательного ответа, без права видоизменять вопрос, без обсуждения. День и вопрос для обсуждения объявляли заранее, тексты законопроектов или имена кандидатов предварительно публиковались, выставлялись на форуме. Подача голосов первоначально производилась устно и открыто. Во II в. до н.э. вводилось тайное и письменное голосование с использованием табличек, на которых имелись надписи, выражающие согласие или несогласие. Голосование совершалось не поголовно, а по центуриям или по трибам, то есть в общий счёт шли не отдельные голоса, подававшиеся в народных собраниях, а собирательные голоса. Этим римская система народного голосования отличалась от афинской, более демократической.

Сенат

Руководящим и постоянно действующим учреждением республики являлся сенат. Он состоял из 300 сенаторов, при диктаторе Сýлле - из 600, а при диктаторе Цéзаре - даже из 900 человек. Сенаторы назначались первоначально консулами, а затем цензорами. Цензоры избирались раз в пять лет. Поэтому они меньше зависели от переменчивых настроений народного собрания, чем консулы. Каждые пять лет они пересматривали списки сенаторов, которые, по существу, оставались неизменными. В сенат зачислялись отслужившие свой срок магистраты, как афинские áрхонты в ареопáге, которые и оставались его членами до самой своей смерти. Выборы магистратов сделались в то же время косвенными выборами в сенат. В сенат входили патриции, затем нобили. Это было собрание наиболее знатных и влиятельных людей, опытных в ведении дел и тесно сплочённых между собой пожизненностью своей должности. Голосование в сенате осуществлялось посредством отхода согласных в одну сторону, несогласных - в другую. После голосования оглашалось победившее мнение.

Сенат руководил магистратами и народными собраниями, определял внутреннюю и внешнюю политику государства. Все законопроекты, выносимые на рассмотрение народных собраний магистратами, предварительно одобрялись сенатом.

Сенат в период Республики не имел законодательной власти. Она принадлежала только народным собраниям. Однако законы, принятые комициями, проходили процедуру одобрения в сенате. После или до голосования в комициях следовал акт одобрения – в разное время по-разному: рубеж 339 г. до н.э. - lex Publilia, по которому одобрение должно было осуществляться до голосования народа. То обстоятельство, что решение народа приобретало силу закона только после согласия сената, придавало особый вес и значение сенату, возвышало его над народными собраниями.

Магистраты, выбиравшиеся всего на год, не могли не считаться с мнениями сената. Именно он и являлся для них самым надёжным руководителем. Магистраты не вносили в комиции предложений неугодных сенату. В случае большой опасности для государства по поручению сената один из консулов мог назначить диктатора со всеми правами прежних царей на срок не более шести месяцев.

В руках сената сосредоточились следующие функции:

1. Военные - решение вопроса о наборе и роспуске армии, определение численности армии, распределение полководцев по армиям и провинциям, финансирование армии во время войны.

2. Финансовые - составление государственного бюджета и контроль за его исполнением, распределение денежных сумм между отдельными магистратами, установление размеров налогов и контрибуций - платежей с побеждённых народов, распоряжение казной, чеканка монеты.

В ранний период государственные потребности Рима носили ограниченный характер. Налоги платили лишь неполноправные плебеи. Налоги с римских граждан отличались случайностью и недолговечностью. Постоянным налогом стал 5 % сбор с отпущенных на волю рабов. Затем при царях существовал особый сбор с продажи соли, вызывавший большое недовольство. Сервий Туллий подверг налогообложению имущество граждан, подвергавшееся оценке каждые пять лет при цензе.

По мере успешных римских завоеваний эти сборы теряли своё значение. Военная добыча и доход от завоеваний стали главным источником государственных доходов. Покорённые народы облагались разными налогами и повинностями. Налоги с полноправных граждан были постепенно отменены. Для римских граждан оставался только один случайный налог в 5 % с отпуска рабов. Зато провинции грабились и угнетались немилосердно. Богатство Рима держалось на организованном грабеже завоёванных провинций. Римское государство передавало взимание провинциальных налогов на откуп отдельным лицам или даже целым кампаниям. Они вносили в казну определённую сумму, а потом выжимали её из населения с большой прибавкой. При господстве откупной системы, при отсутствии каких - либо правильных принципов налогообложения, в сборе налогов царил полный произвол.

3. Внешнеполитические - право представлять Рим перед иностранными государствами, вести с ними переговоры, объявлять им войну, заключать мир и вступать в другие международные договоры.

4. Религиозные - установление общественных празднеств, культа новых богов, постройка храмов, высший надзор за культом.

5. Административные - управление провинциями, назначение наместников провинций, надзор за полицией.

Несомненно, что для того чтобы анализировать явление, необходимо познать его истоки, сущность, законы развития. То же можно говорить о кризисе народных собраний в Древнем Риме. Для начала нужно понять, что же такое древнеримские комиции, как, когда и для чего они создавались, какие метаморфозы они претерпели, чтобы начался их кризис. Ведь как любое явление в обществе (как и само общество), они должны были пройти определенные стадии своего развития, от зарождения, через расцвет, зрелость к упадку и полному исчезновению из общественной практики.

В царский период Рима, отношения между правителем и народом строились, как в патриархальной семье, т.е. царь был отцом народа, он заботился о нем, и в то же время мог сурово наказать за непослушание. Цари сами издавали законы, по которым жил народ, сам следил за их исполнением, так же как за выполнением своих установлений, которые впрочем, также расценивались как законы для подданных.

С установлением республиканского строя, народ освобождается от патриархальной опеки и становится самостоятельным, суверенным субъектом государства и общественного устройства. Народ утверждает себя верховным носителем государственной воли, ее «величеством». Оскорбление народа, нарушение его прерогатив квалифицируется в римской правовой традиции, как «оскорбление величества» (crimen laesae majestatis).

Народ имеет все права, в том числе, как частные, так и общие, например, владение общественной землей (ager publicus populi Romani), наследования и опекунства (по отношению к другим государствам (Пергам, Египет).

Но так как народное верховенство не может не облекаться в организационные формы, были использованы уже имеющиеся народные собрания, т.е. сборы мужчин-воинов племени, известные еще с родового строя у всех известных нам народов. Впрочем, римляне очень долго считали себя единой общиной, а сам Рим представлял из себя античный полис, несмотря на постоянное противостояние родов патрициев и плебеев, переросшее во II вв. до н.э. в гражданские войны между «оптиматами» и «популярами».

В первые годы Республики, также и в последующие, но значительно реже магистратами собирались и собрания народа для озвучивания решений магистратов, но они не имели никакой юридической силы, так как утверждению не подлежали.

Предметом же комиций (официальных народных собраний) является всегда то или иное решение народа, тот или иной ответ на предложение (rogatio) магистрата.

В период существования Республики известно три вида комиций. Самые древние из них куриатные комиции, доставшиеся римлянам с еще древних царских времен. Они постепенно теряют свое значение, в последствии выполняют чисто формальные функции: утверждение власти магистратов, избранных на других народных собраниях; утверждение постановлений об усыновлении и подтверждение завещания гражданина. Позднее Цицерон утверждает, что первая функция comitia curiata (куриатного собрания) остается и единственной ко II вв. до н.э. До сих пор не выяснено, достаточно достоверно, кто входил в состав этих комиций. Некоторые исследователи считают, что в них были только патриции, но в период республики, есть факты, когда главой всех куриатных собраний (curio maximus) был избран плебей (в 209 г. до н.э.) Блох Л. Сословная и социальная история Римской республики / Пер. с нем. М.Н. Данилевского. СПб., 1904. С. 225.. Это было бы невозможно, если бы плебеи не входили в состав комиций.

Но в действительности роль куриатных комиссий неуклонно падает и к III вв. до н.э., население утрачивает к ним всякий интерес, так что в этих собраниях уже во II вв. до н.э. участвуют только 30 ликторов, представлявших по закону 30 курий.

В этот период главенство переходит к комициям по центуриям. Именно здесь происходят выборы важнейших должностных лиц - магистратов и обсуждения законов, всей политики. Кроме того, в составе этих собраний происходят существенные изменения. Ранее центуриатные комиции считались собранием римского войска, но вследствие разделения политической и военной организации общества, в республиканский период, эти собрания становятся организацией сугубо политической.

В то же время развивалась и социально-экономическая составляющая Римского государства; появились слои населения, которые не могли быть учтены в прежней (Сервериановской) организацией общества - неземлевладельцы (aerarii). К середине жизни Республики таких элементов стало достаточно много, их не могли более игнорировать и ко II в. до н.э. они были распределены по трибам и классам. В результате, трибы перестали играть роль земледельческих округов, что вызвало незамедлительную реакцию, так что этих людей стали записывать только в четыре городские трибы, чтобы не допустить дальнейшую демократизацию собраний граждан.

Были проведены и другие реформы, повлиявшие на политическую организацию римского общества. Сущность их сводится к нескольким основным пунктам: Во-первых, был повышен имущественный ценз классов в связи с увеличившимися богатствами и уменьшившейся ценностью денег: для первого класса - 100 тыс. новых ассов, для второго - 75 тыс., для третьего - 50, для четвертого 25 и для пятого 12,5 тыс. ассов.

Во-вторых, исчезла привилегия всадников в подаче голосов первыми, каждый раз центурия, начинавшая голосование первой избиралась по жребию, но только из центурий первого класса, и наконец, в-третьих, количество центурий привели в соответствие с числом триб, с тех пор, их стало 35, и более не увеличивалось до конца существования Римского государства, несмотря на постоянное расширение территории и увеличение населения; вновь присоединяемые территории включались уже в состав тех или других из существующих триб.

Третьей формой народных собраний были трибутные собрания, причем различались два вида таких собраний: патрицианско-плебейские и исключительно плебейские (concilia plebis tributa). Решения этих комиций назывались плебисцитом, патрицианско-плебейские выдавались за постановления от имени всего римского народа.

Закон Гортензия (286 г. до н.э.) установил, что решения плебейских трибутных собраний должны иметь силу закона для всего народа, в то же время, известны и более ранние законы, утверждавшие то же самое. Скорее всего, здесь идет речь о расширении и дополнении уже существовавших правил и норм.

Таковы были основные исторически сложившиеся формы народных собраний в римском обществе. Не существовало специальных законов, разделявших между этими формами определенных функций, в то же время, согласно различным источникам, распределение компетенций зависело от конкретных исторических условий и случайных прецедентов. Очевидно, однако, что высшие магистраты (консулы, цензоры, преторы) избирались на центуриатных собраниях, квесторы и курульные эдилы - в трибутных комициях, а трибуны и плебейские эдилы, соответственно на плебейских собраниях (concilia plebis tributa). Законопроекты вносились и обсуждались в тех собраниях, где избирались соответствующие магистраты, имевшие права законодательной инициативы, консулы и преторы - в центуриатных комициях, плебейские трибуны - в плебейских комициях (concilia plebis tributa).

Наиболее серьезные преступления, соответственно, подлежали суду в центуриатных комициях, менее значимые, как правило, не влекущие за собой смертную казнь, а только штраф, - в трибутных комициях.

В республиканский период народные собрания в Риме были основными органами законодательной и судебной власти, а также имели избирательные функции. Исторически в Риме сложились три типа народных собраний: contio, concilia, comitia, причем все три носили явно политический характер. В период Республики выделились практические различия в них. Если contio представляло собой обычную сходку народа, где люди неформально обменивались своим мнением или заслушивали важную информацию, то concilia было собранием только части римского народа, к примеру, плебейской (concilia plebis), а comitia, уже абсолютно правомочное, причем обязательное для всех граждан, в своих решениях, собрание всего народа.

Общим для всех формальных народных собраний были права и полномочия председательствующего на собрании магистрата. Только он имел право собирать народ на собрание, открывать его и ставить на голосование те или иные вопросы, которые на комициях уже не обсуждались, а только подлежали голосованию Ковалев С.И. История Рима / Под. ред. Э.Д. Фролова. Л., 1965. С. 148.. Только магистрату было предоставлено право подсчитывать и объявлять результаты голосования, либо объявлять их недействительными. Также он имел исключительное право закрывать собрание и распускать его.

Магистрат объявлял день народного собрания особым постановлением, народ собирался первоначально на Марсовом поле, бывшем местом военных смотров. Впоследствии место собрания становится все более произвольным (при большом увеличении населения Республики до 300 тыс. чел. к концу II в. до н.э.) и невозможности собираться всем в одном месте.

Согласно исторической традиции подсчет голосов по отдельным вопросам в центуриатных комициях происходил сначала в каждой центурии, затем суммировались результаты. Соответственно, реальное мнение народа выяснить таким способом не представлялось возможным, и решение принималось таким, отнюдь не демократическим образом.

Общий характер римских народных собраний

В римских комициях было много организационных моментов, которые ослабляли их политическое значение. Эти моменты были не случайны, но вытекали из общего недемократического характера римской конституции. Сюда прежде всего нужно отнести дробность народного собрания. В то время как, например, в Афинах экклесия была единым органом выраже­ния народной воли, в Риме таких органов было два (формально даже три). Естественно, что это уменьшало авторитет народного собрания.

В том же направлении действовала и открытая подача голосов в коми­циях, существовавшая до середины II в.

Каждый голосующий, проходя через узкие мостки, опрашивался конт­ролером, который отмечал его голос точкой на особой таблице. На изби­рательных комициях контролер ставил против имени кандидата столько точек, сколько было подано за него голосов.

Только во второй половине II в. была введена тайная подача голосов.

На избирательных комициях каждый получал табличку (tabella), на ко­торой писал имена своих кандидатов; проходя через мостки он бросал ее в урну (корзину). На законодательных комициях голосующий писал на таб­личке либо UR - uti rogas («да», буквально - «как ты предлагаешь»), либо A - antique («нет», буквально - «оставлю по-старому»). На судебных комициях писали на табличках А или L - absolvo, libero («оправдываю»), либо С или D - condemno, damno («осуждаю»). Если голосующий воздер­живался, он должен был писать на табличке NL - non liquet («не ясно»).

Народные собрания в Риме не имели права законодательной инициати­вы. Это значит, что ни одно предложение (rogatio) не могло идти от самого собрания. Это последнее могло только голосовать предложения, внесен­ные тем должностным лицом, которое созвало данное собрание и на нем председательствовало. При этом вносимые предложения нельзя было из­менять и даже обсуждать: текст рогации нужно было принять или отверг­нуть целиком. Обсуждение вопросов, связанных с данным собранием, про­исходило на особых сходках (contiones), созываемых до комиций.

К этим недемократическим моментам в организации народных собра­ний нужно прибавить, что центуриатные комиции были основаны на цен­зовом принципе, при котором, даже после реформы центурий в середине III в., перевес принадлежал более состоятельным элементам. В трибутных же комициях 31 голос сельских триб всегда превалировал над 4 голо­сами городских, что вело к преобладанию в политической жизни консер­вативного деревенского населения, к тому же менее организованного и поэтому легко доступного воздействию реакционной земельной знати.

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Общий характер памятника Теперь наконец мы можем ответить на вопрос, для разрешения которого предприняли довольно подробный разбор Русской Правды: насколько полно и верно отразился в ней действовавший на Руси юридический порядок? В ней можно заметить следы

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги Апостольское христианство (1–100 г. по Р.Х.) автора Шафф Филип

Общий характер Павел был величайшим тружеником среди апостолов - не только как миссионер, но и как писатель. Он «более всех их потрудился». К числу «всех» мы вполне можем отнести любого богослова, подвизавшегося на этом поприще со времен Павла, - разве у кого–нибудь

Из книги Европа в эпоху империализма 1871-1919 гг. автора Тарле Евгений Викторович

Глава II ОБЩИЙ ХАРАКТЕР ВНУТРЕННЕГО РАЗВИТИЯ ФРАНЦИИ В 1871–1914 гг 1. Утверждение республики во Франции. Характер конституции Франция в течение всего рассматриваемого периода оставалась страной, где сельское хозяйство первенствовало перед промышленностью, а ремесло и

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 108. Внутренние преобразования Петра Великого. Их общий ход и характер Говоря о государственных преобразованиях Петра Великого, не надобно представлять себе дело так, что Петр сразу и по одному общему плану заменил старый московский строй новым европейским. В своих

автора

§ 12. ОБЩИЙ ХАРАКТЕР ПЕРИОДА ЗОЛОТОЙ СВОБОДЫ Мы познакомились с теми основами, сначала литовско-русского права, а потом и общего польско-литовского права, характеризующего основные черты народного представительства и власти короля и великого князя. Период по смерти

Из книги История Беларуси автора Довнар-Запольский Митрофан Викторович

§ 1. Общий характер направления Восстание в 1863 г. имело очень роковое последствие для белорусского национального дела. Белоруссия в этом восстании принимала весьма ограниченное участие.Муравьев как будто бы понимал отличие белорусской национальности от великорусской

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Общий характер римских народных собраний В римских комициях было много организационных моментов, которые ослабляли их политическое значение. Эти моменты были не случайны, но вытекали из общего недемократического характера римской конституции. Сюда прежде всего нужно

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Товарное производство Общий характер Греческой экономики Товарное производство сыграло существенную роль в усилении социально-имущественного неравенства. С обособлением отдельных видов производственной деятельности на основе общественного разделения труда

Из книги Лекции по истории Древней Церкви автора Болотов Василий Васильевич

Из книги Раскол русской Церкви в середине XVII в. автора Крамер А. В.

Из книги Антисемитизм в Советском Союзе (1918–1952) автора Шварц Соломон Меерович

Общий характер эвакуации В годы войны о характере эвакуации населения в восточные области Советского Союза ходили самые фантастические слухи. В американской печати в частности получило широкое распространение мнение, что советское правительство, кроме общих

Из книги Феодальное общество автора Блок Марк

1. Общий характер юридических учреждений Как судили людей? Для любой социальной системы пробный камень - это судебные учреждения. Так посмотрим, какими были суды в Европе примерно около тысячного года. С первого взгляда, мы можем выделить несколько характерных черт.

Из книги Методология истории автора Лаппо-Данилевский Александр Сергеевич

Глава первая Общий характер явлений, изучаемых историком При выяснении понятия об объекте исторического познания я буду исходить из представления о действительности, содержание которого каждый из нас строит из эмпирических данных. В том случае, когда я высказываю

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Из книги Лекции по истории Древней Церкви. Том II автора Болотов Василий Васильевич

Рассмотрим виды, правомочия и роль народных собраний Древнего Рима .

Виды народных собраний Древнего Рима

В период республики существовало несколько видов народных собраний :

- куриатные комиции (COMITLA CURIATA), которые появились при первобытнообщинном строе. По итогам реформы Сервия Туллия они потеряли политическое значение;

- центуриатные комиции (COMITIA CENTURIATA) представляют собой важнейший вид народных собраний, которые появились в результате реформы Сервия Туллия. Данное собрание выбирало должностных лиц (консулов, преторов, цензоров). Центуриатные комиции принимало законы, рассматривали жалобы лиц, приговорённых к смертной казни или крупному штрафу;

- трибутные комиции (COMITLA TRIBUTA). Выделялись общенародные собрания трибы, в котором принимали участие патриции, плебеи и собрания плебеев данной трибы. В первом случае решения собрания назывались популисцитами , во втором - плебисцитами .

Правомочия народных собраний Древнего Рима

Народные собрания издавали постановления различного вида и характера. Уже в XII Таблицах присутствовало постановление, согласно которому любое решение народного собрания должно обладать силой закона.

Магистрат , до формального внесения законопроекта в народное собрание , оценивал общественное мнение посредством предварительного опроса на частных неофициальных собраниях, которые он организовывал. Уяснив отношение граждан к законопроекту, магистрат вносил его в комиции . К данному моменту проект закона уже был обнародован, как правило, на деревянной доске в публичном месте.

В собрании магистрат озвучивал положения законопроекта. После этого он спрашивал, принимает ли его собрание. Оно после рассмотрения и обсуждения проекта принимало его со словами: «UTI ROGAS», то есть «Как ты просишь!» либо отклоняло со словами «ANTIQUO», то есть «Пусть будет по-прежнему!». На начальном этапе голосование имело устный вид, а впоследствии при помощи начертания двух букв на табличках. Затем решение собрания передавалось на рассмотрение сената, который и давал ему свой авторитет.

Если закон принимался, то его текст вырезался на медной или каменной доске и выставлялся для всеобщего обозрения на площади. В тексте присутствовало указание на имя автора закона, а в его конце указывалась санкция, то есть последствия возможного нарушения.

Роль народных собраний Древнего Рима

До середины третьего века до нашей эры Рим представлял собой аристократическую республику , в котором важнейшую роль играл сенат . Однако по мере усиления влияния новой знати (всадников ) происходит некоторая демократизация государственного строя, которая выражается в изменении соотношения сил между сенатом и народным собранием . Отмечается тенденция к расширению компетенции и роли народного собрания путем сокращения правомочий сената.

В течение 241-222 гг. до нашей эры народное собрание проходит процесс реформирования. В рамках изменения Конституция Сервия Туллия претерпевает изменениям в том, что число центурий со 193 увеличивается до 373, то есть на каждый разряд приходится по 70 центурий плюс определенное количество (23) добавочных центурий. Таким образом, первый разряд лишается своего большинства.

Рим с колониями и союзниками подразделялся на 35 округов или территориальных триб. Они были обязаны предоставлять определенное количество центурий в войско. С этого момента численный перевес в центуриатных комициях приобрели средние имущественные классы . Подобные события происходили на фоне противоборства между нобилитетом и так называемым «всадничеством ».

Комиций (лат. comitio, от лат. comeo - схожусь, собираюсь) - народное собрание в Древнем Риме.

Существовали три вида комиций:

Куриатные комиции - собрания патрициев по куриям, восходящие к родовому строю. В царскую эпоху (VIII-VI века до н. э.) решали вопросы войны и мира и избрания царей. Созывались царями и интеррексами (верховными правителями в периоды междуцарствий). В эпоху республики, с появлением других видов комиций, потеряли политическое значение, сохранив формальное право вручения империя (то есть верховной власти) магистратам, а также право решения вопросов, связанных с отношениями между членами родов и фамилий, и дел религиозного характера.

Центуриатные комиции - собрания по центуриям, объединявшим и патрициев, и плебеев по принципу имущественного ценза. Согласно исторической традиции, были основаны в середине VI в. до н. э. Сервием Туллием. Изначально были собраниями воинов. Центуриатные комиции ведали вопросами войны и мира, избирали высших магистратов, исполняли судебные функции. Созывались высшими магистратами за померием на Марсовом поле. Каждый класс подразделялся на центурии. Созывалось для избрания консулов, преторов, цензоров. Кроме того использовалось для прослушивания дел по государственной измене и одобрения законов, что впрочем не являлось основной его функцией

Трибутные комиции - собрания всех граждан по территориальным округам - трибам. Выросли из сходок плебса, где избирались народные трибуны и плебейские эдилы. В результате борьбы плебеев с патрициями с 287 до н. э. получили законодательную, а потом и судебную власть и право избирать всех низших магистратов, превратившись в важнейший вид народных собраний. Созывались консулами, преторами, диктаторами и народными трибунами на Форуме или на Марсовом поле. Представляло собой 35 триб, состоящих из всего населения Рима без различия по классам. Обычно, если трибутное собрание созывались консулами или преторами, то оно проходило на Нижнем Форуме. Трибутное собрание могло избирать курульных эдилов, квесторов, военных трибунов, составлять и принимать законы. До учреждения Луцием Корнелием Суллой постоянных судов в трибутных комициях могли проводиться судебные процессы. В период Поздней Республики собиралось в основном для принятия законов и проведения выборов.

В I веке до н. э., с распространением римского гражданства на свободное население всей Италии, система комиций переживает кризис. При Сулле ограничиваются, а при Августе отмирают судебные функции комиций, выборные функции становятся формальностью. К концу I в. н. э. отмирают и законодательные функции комиций.

Перейти к: навигация, поиск

Куриатные комиции - древнеримские собрания патрициев 30 курий, восходящие к родовому строю.

До реформы Сервия Туллия куриатные комиции были в Риме единственным видом комиций и состояли, очевидно, лишь из патрициев. Вопрос, состояли ли плебеи в куриатных комициях во времена Республики, в науке дискуссионен. Одни авторы (например, Эрнст Херцог) считали, что и во времена Республики куриатные комиции включали только патрициев. Другие (например, Вильгельм Зольтау), отстаивали точку зрения, что плебеи были включены в их состав еще во времена царского Рима. Однако для царского периода присутствие плебеев в куриатных комициях довольно сомнительно. Так, И. Л. Маяк делала вывод, что плебеи стали принимать участие в этом виде комиций не ранее IV в. до н. э. Местом их проведения был Comitium на Форуме

Главные функции куриатных комиций состояли в следующем:

Вынесение Lex curiata de imperio (куриатного закона об империи) - этот закон был необходим для того, чтобы вручить ординарному или экстраординарному магистрату высшую власть - империй.
Утверждение отдельных частных актов - усыновлений и завешаний, то есть куриатные комиции ведали вопросами семейного права.

С течением времени и политическая роль куриатных комиций, и, соответственно, их популярность, снижались. К концу Республики наделение магистратов империем осталось фактически единственной функцией этих собраний, и на них собиралось лишь 30 ликторов, символизировавших 30 курий. Тем не менее, с формальной точки зрения, куриатные комиции вплоть до своего исчезновения при Империи оставались сосредоточием высшей власти, так как именно они вручали магистратам империй.

Трибутные комиции (лат. comitia tributa) - один из видов народного собрания в Древнем Риме. В раннюю эпоху проводились как плебейские собрания по трибам (территориальным округам), которые созывались на Капитолии, Форуме или Марсовом поле. Со II века до н. э. трибутные комиции стали основными.

Существовало три вида трибутных комиций:

Consilia plebis tributa - чисто плебейские собрания, проводились под председательством плебейских магистратов (плебейского трибуна или эдила). Постановления concilia plebis tributa назывались лат. plebiscita (плебисцит). По законам 449 г. до н. э. (Закон Валерия и Горация), 339 г. до н. э. (Закон Публия Филона) и 287 г. до н. э. (Закон Гортензия) плебисциты стали иметь силу законов для всех граждан, независимо от происхождения. До того они были обязательны лишь для плебеев. Concilia plebis tributa стали собственно полноправным видом народных собраний с 471 г. до н. э., когда стали избирать плебейских трибунов. На этих комициях избирались и плебейские эдилы.
Comitia tributa - патрициано-плебейские собрания. Патриции начали принимать активное участие в работе трибутных комиций после 471 г. до н. э., после расширения прав последних. Проводились под председательством консула или претора - высших магистратов, первоначально избиравшихся только из патрициев. Постановления comitia tributa назывались лат. populuscita или лат. leges - законы. В comitia tributa избирали квесторов и курульных эдилов. Обладали эти собрания и судебной властью - в них рассматривались дела, влекшие за собой штраф.
Contio - сходка. Это было просто собрание плебеев, на котором не принимались никакие постановления. На сходках заслушивались сообщения магистратов, народ совещался между собой, но голосования не происходило. Данный вид комиций, в силу своей специфичности, просуществовал в Риме дольше всех остальны - институт contio был широко распространен в римской императорской армии и зачастую именно на таких армейских собраниях в эпоху Империи императоры обретали легитимность.

Центуриатные комиции (лат. Comitia centuriata) - один из видов народного собрания в Древнем Риме, состоявшее из патрициев и плебеев, способных носить оружие. Собрание распределялось по принципу имущественного ценза. По преданию были учреждены предпоследним римским царем Сервием Туллием. По функциям они вытеснили куриатные комиции. Прежде чем подавать голос, участники одной центурии совещались между собой. Каждая центурия имела один голос в комициях, поэтому общее число голосов равнялось количеству центурий. Однако, большинство центурий принадлежало первому классу (крупным землевладельцам) и перевес принадлежал часто именно ему. Всего имелось 193 центурии, голосование останавливалось, если первые 97 центурий голосовали единым мнением.

Так как центуриатные комиции были собранием воинов, то, по закону, они не могли собираться в самом городе Риме и собирались вне священной границы города (померия), на Марсовом поле. В течение собрания на Капитолии развевалось красное боевое знамя. Созывать центуриатные комиции могли только высшие магистраты, обладавшие империем: консулы, преторы, диктаторы, интеррексы. До закона Гортензия 287 г. до н. э. через центуриатные комиции проходило большинство законов. После этой даты этим правом наделялись также трибутные комиции. Тем не менее даже тогда полномочия центуриатных комиций оставались весьма широкими. Они объявляли войну и заключали мир. В центуриях выбирали всех высших магистратов. Также до закона Луция Апулея Сатурнина (Lex Appuleia de majestate) были основным органом по делам о государственной измене.

© lekar-dv.ru, 2024
Lekar-dv - Медицинский портал