Межпредметные связи математики и предметов естественно-научного цикла. Интегративная связь предметов естественнонаучного цикла.docx - интегративная связь предметов естественнонаучного цикла в рамках реализации требований фгос нового поколения Циклы школьн

27.12.2023

Интегративная связь предметов естественнонаучного цикла
в рамках реализации требований ФГОС нового поколения
Мыслящий ум не чувствует
себя счастливым,
пока ему не удаётся связать
воедино разрозненные факты.
Д. Хевелси
Сегодня интегративный подход находит широкое применение как в
фундаментальных науках, так и в образовательном процессе. Согласно учению о
детерминизме окружающий нас мир един во всём многообразии его проявлений. Все
процессы, происходящие в нём, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Следовательно, одна
из задач обучения – формирование у учащихся системного мышления, которое позволяет
видеть мир как единую систему, понимать взаимосвязь и взаимообусловленность всех его
проявлений.
В настоящее время география, биология, химия характеризуются высочайшей
специализацией составляющих её дисциплин и одновременно тесным их взаимодействием.
Интеграция наук помогает в решении самых сложных, синтетических по своей
природе проблем. В результате объединения научных дисциплин произошло интенсивное
обогащение географии, биологии, химии фактическим материалом и новыми теориями.
Прогрессивное развитие данных наук невозможно без связи с другими науками.
С точки зрения гносеологии процесс познания окружающего мира имеет
определённую логику и процесс обучения должен состоять из следующих этапов:
 целостного восприятия объекта изучения (интеграция);
 системного анализа объекта (дифференциация);
 обобщение данных, полученных в результате анализа (интеграция).
Таким образом, процесс познания должен начинаться и заканчиваться интеграцией
знаний.
Достигнуть успеха в познании фундаментальных свойств Вселенной можно только
на основе интеграции знаний об окружающем мире, включающем физическую
составляющую, мир химических превращений и царство живых существ. Процесс
интеграции знаний приводит к тому, что границы между науками становятся всё менее

чёткими, на их стыках возникают новые, пограничные науки, имеющие интегративный
характер.
В настоящее время наибольший интерес вызывают исследования
междисциплинарного характера и содержание современного школьного
естественнонаучного образования должно отражать ведущую тенденцию современной
науки – её интегративный характер.
Предметам естественнонаучного цикла принадлежит важная роль в формировании
современного миропонимания, основанного на знаниях о взаимодействиях в системе
«природа­человек», которые интегрально отражают мир и объективные связи в нём.

Основываясь на интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний, мы можем
формировать целостную картину мира, закладывать основы современного научного
мировоззрения и системного мышления, и предметы данного цикла обладают большим
инновационным потенциалом по формированию основ естественнонаучной компетентности
и гуманистических идеалов в их единстве, что способствует целостному восприятию мира
в широком культурном контексте.
Предмет «География» занимает особое интегративное место в общей системе
знаний. Являясь как естественной, так и общественной наукой, география способствует
формированию у учащихся представлений о сложной, но одновременно целостной
социоприродной картине мира.
Для современной географии, биологии, химии как наук о суперсистеме
«человек­хозяйство­окружающая среда» вместе с аналитическо­объяснительной
усиливается их интегративная функция. Становится все более очевидным, что развитие
материального производства, познание глобальных проблем человечества (экологическая,
энергетическая, ресурсная и др.) зависят не только от вклада отдельных наук, но и от их
междисциплинарного синтеза.
Интеграционные тенденции в синтезе географических, биологических и химических
знаний особенно ярко проявляются в гуманизации, социологизации, экономизации.
Отражение этих направлений в программах и учебниках предметов естественнонаучного
цикла помогает интегральному осмыслению проблемы оптимизации взаимодействия
общества и природы.
Принципы гуманизации ориентированы на раскрытие духовности человека и такой
компонент содержания образования, как опыт эмоционально­ценностного отношения к
миру, часто остаётся нереализованным. С целью активизации учебно­познавательной

деятельности учащихся необходимо придавать урокам эмоциональную окраску.
Использование на уроках литературно­художественных описаний природы, поэтических
произведений достаточно широко практикуется преподавателями географии и биологии.
Цель современного школьного образования – формирование гармоничной личности
учащихся посредством создания условий для её самореализации и самоопределения.
Структура личности порождается видовым строением человеческой деятельности и
поэтому характеризуется пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим,
коммуникативным, художественным.
Опытные учителя широко применяют художественные произведения, используя их
для анализа научных вопросов. Для формирования художественного потенциала
целесообразно применение произведений искусства. Это произведения литературы (поэзии,
прозы, научно­популярной литературы), изобразительного искусства, музыкальные
произведения, средства телевидения и др.
Поэтические произведения, загадки, и пословицы, используемые на уроках
географии, биологии, химии, дают хороший эффект, так как содержат не только
художественное описание объектов, процессов и явлений природы, но и раскрывают
особенности живых организмов. В художественных произведениях можно найти
информацию по различным наукам. Эффективными для формирования художественного
потенциала личности учащихся являются интегрированные уроки, они дают ученикам
достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, взаимосвязи
явлений и предметов, о взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной
и художественной культуры. Такие уроки предполагают развитие творческой и
мыслительной активности учащихся.
Актуальность межпредметных уроков заключается в том, что мир, окружающий
детей, познаётся ими в своём многообразии и единстве.
Интегрированный урок позволяет и даёт возможность для саморазвития и творчества как
ученика, так и учителя.
Интегрированные уроки расширяют кругозор, способствуют формированию
разносторонне развитой и гармоничной личности.
В познание процесса взаимодействия природы и общества вносит свой вклад
учебная география, позволяющая выработать у школьников географическое мышление,
специфической чертой которого являются связанность, комплексность и системность.

Географическое мышление способствует поиску пространственно­временных
закономерностей сочетания естественных и искусственных составляющих в природно­
антропогенных системах различных иерархических уровней. На основе изучения природно­
территориальных комплексов возможна разработка практических рекомендаций
оптимизации взаимодействия общества и природы в рамках географической оболочки.
Совершенствование природопользования посредством управления процессом
развития и преобразования природно­антропогенных систем связано с разработкой и
раскрытием интеграционных возможностей географии. Немаловажно отметить, что
школьной географии принадлежит сегодня доминирующее значение в механизме
интеграции учебных дисциплин среднего образования,
регулирования окружающей человека среды.
затрагивающих сферу
Принципиальное изменение содержания образования, его нацеленность на развитие
творческой, социально­активной личности, выявление её познавательных интересов и
потребностей выдвигает задачу развития познавательных способностей, активизации
познавательной самостоятельности учащихся. Особенно значима эта задача в отношении
старшеклассников. Познавательную самостоятельность мы рассматриваем как качество
личности, проявляющееся у школьников в потребности и умениях приобретать новые
знания из различных источников, путём обобщения раскрывать сущность новых понятий,
овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и творчески
применять для решения разнообразных проблем, задач, ситуаций и т.д.
Географические карты как выдающиеся достижения человеческой цивилизации
играют важную роль во многих сферах жизни людей. Бесспорна роль географических карт
в культуре и в искусстве. Картографические образы, мотивы, символы можно встретить на
картинах художников, в произведениях декоративно­прикладного
искусства, в
скульптурных и архитектурных композициях. Картография и живопись – интереснейшая
тема для осмысления на междисциплинарном уровне, позволяющем воспринять более
целостно феномен карты как явления уникального и многозначного, занимающего особое
место в сфере межличностного общения.
Одно из средств активизации познавательной самостоятельности старших
школьников при изучении географии, биологии, химии – решение интегрированных задач.
Интегрированная задача – это учебное задание, включающее информацию межпредметного
характера, для выполнения которого требуется привлечение знаний из различных областей,
тем или иным образом связанных с тематикой данного задания.

Интегрированные задачи могут оказывать влияние на все компоненты учебно­
воспитательного процесса ­ его цели, содержание и организацию.
Таблица 1. Влияние интегрированных задач на компоненты УВП.
Компоненты УВП
Цель обучения
Содержание обучения
Роль интегрированных задач
Активизация познавательной
самостоятельности учащихся
Отбор содержания, развивающего
мотивацию учения,
способствующего упрочению
предметных знаний,
реализующего межпредметные
связи, учитывающего жизненный
опыт учащихся, мировой
позитивный опыт, народные,
национальные традиции
Организация учебно­познавательной деятельности Создание проблемных ситуаций.
Использование игрового и
диалогового обучения.
Моделирование ситуации.
Схема 1. Структура интегрированной задачи.

Вводная информация

Проблема
Уточняющая информация:
познавательная, предметная
Результат
Интегрирование знаний всех наук может привести к усилению осознанных
потребностей в получении знаний, переносу теоретических знаний в практическую
деятельность и их использованию в нестандартных ситуациях, т.е. ведёт к активизации
познавательной самостоятельности учащихся.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа N 12" муниципального образования г. Ноябрьск


«Предметы естественнонаучного цикла в начальной школе. Работа с цифровым микроскопом.

Подготовила учитель начальных классов:

Сухарева Светлана Владимировна

г. Ноябрьск

«Предметы естественнонаучного цикла в начальной школе. Работа с цифровым микроскопом»

«Тебе скажут - ты забудешь,

Тебе покажут - ты запомнишь,

Ты сделаешь - ты поймёшь»

1. Орг. момент

Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в нашем классе.

Перед нами стоит задача понять, как микроскоп помогает людям в их исследованиях.

2. Введение

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе - сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

Именно в начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребёнка на учебную. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельность. Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи.

С помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Дети, благодаря

микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хрупко и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что тебя окружает. Цифровой микроскоп – это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное сильно привлекает внимание, воздействует на ум ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру.

Каждое задание с использованием микроскопа дети встречают с восторгом, любопытством. Им, оказывается, очень интересно увидеть в увеличенном виде и клетки, и человеческий волос, и жилки листа, и споры папоротника, и плесневый гриб мукор.

3. Знакомство с микроскопом

Цифровой микроскоп Digital Blue QX5 приспособлен для работы в школьных условиях. Он снабжен преобразователем визуальной информации в цифровую, обеспечивающим передачу в компьютер в реальном времени изображения микрообъекта и микропроцесса, а также их хранение, в том числе в форме цифровой видеозаписи. Микроскоп имеет простое строение, USB-интерфейс, двухуровневую подсветку. В комплекте с ним шло программное обеспечение с простым и понятным интерфейсом.

При скромных, с современной точки зрения, системных требованиях он позволяет:

    Увеличивать изучаемые объекты, помещённые на предметный столик, в 10, 60 и 200 раз (переход осуществляется поворотом синего барабана)

    Использовать как прозрачные, так и непрозрачные объекты, как фиксированные, так и нефиксированные

    Исследовать поверхности достаточно крупных объектов, не помещающихся непосредственно на предметный столик

    Фотографировать, а также производить видеосъёмку происходящего, нажимая соответствующую кнопку внутри интерфейса программы

    Фиксировать наблюдаемое, не беспокоясь в этот момент о его сохранности – файлы автоматически оказываются на жёстком диске компьютера.

    Задавать параметры съёмки, изменяя частоту кадров – от 4-х кадров в секунду до 1 в час

    Производить простейшие изменения в полученных фотографиях, не выходя из программы микроскопа: наносить подписи и указатели, копировать части изображения и так далее.

    Экспортировать результаты для использования в других программах:

    графические файлы - в форматах *.jpg или *.bmp, а видео файлы – в формате *.avi

    Собирать из полученных результатов фото - и видеосъёмки демонстрационные подборки-«диафильмы» (память программы может хранить одновременно 4 последовательности, включающих до 50 объектов каждая). Впоследствии подборку кадров, временно неиспользуемую, можно спокойно разобрать, так как графические файлы остаются на жёстком диске компьютера

    Распечатывать полученный графический файл в трёх разных режимах:

    9 уменьшенных изображений на листе А4, лист А4 целиком, увеличенное изображение, разбитое на 4 листа А4

    Демонстрировать исследуемые объекты и все производимые с ними действия на мониторе персонального компьютера и/или на проекционном экране, если к компьютеру подключён мультимедиа проектор

Если у Вас нет луп, то данный микроскоп можно использовать как бинокуляр (увеличение в 10 или 60 раз). Объектами исследования являются части цветка, поверхности листьев, корневые волоски, семена или проростки.

Важно и то, что очень многие из указанных объектов после исследования, организованного с помощью цифрового микроскопа, останутся живы: насекомых – взрослых или их личинок, пауков, моллюсков, червей можно наблюдать, поместив в специальные чашечки Петри (их в наборе с каждым микроскопом две + пинцет, пипетка, 2 баночки с крышечками для сбора материала). А любое комнатное растение, поднесённое в горшке на расстояние около 2-х метров к компьютеру,

легко становится объектом наблюдения и исследования, не теряя при этом ни одного листочка или цветочка. Это возможно благодаря тому, что верхняя часть микроскопа снимается, и при поднесении к объекту работает как веб-камера, давая 10-кратное увеличение. Единственное неудобство состоит в том, что фокусировка при этом осуществляется только за счёт наклона и приближения-удаления.

Зато, поймав нужный угол, Вы легко выполните фотографию, не тянясь к компьютеру – прямо на части микроскопа, находящейся у Вас в руках, есть необходимая кнопка: нажали раз – получили фотографию, нажали и удерживаете – осуществляется видеосъёмка.

4. Отрывки уроков окружающего мира с применением цифрового микроскопа.

    Тема урока: Тела, вещества, частицы.

Лабораторная работа: Рассматривание и фотографирование клетки.

Цель: доказать, что все живое состоит из клеток

О бъекты изучения: Кожица лука

Оборудование: цифровой микроскоп.

Мы знаем, что все предметы, которые нас окружают, ученые называют телами.

Предлагаю рассмотреть тело, небольшой кусочек репчатого лука.

Я отделила от разрезанной луковицы тонкую пленочку. На предметное стекло капнула воды, положила на нее пленочку, иглой расправила. Затем капнула на нее водный раствор йода. (Если использовать фиолетовую луковицу, то йод не нужен). Полученную красоту нарываю сверху покрывным стеклом и промокаю выступившую жидкость.

Рассмотрим препарат сначала при маленьком, а потом при большом увеличении.

Что вы видите? (клеточки, кирпичики)

Эти кирпичики ученые назвали КЛЕТКОЙ.

Что вы можете рассказать про клетку?

(она полужидкая – это цитоплазма;

внутри еще круглое ядро – помогает расти и

размножаться;

каждая клетка от соседних отделяется оболочкой

перегородкой – она защищает

нужную форму)

Более подробно вы будете рассматривать строение клетки в старших классах.

Какой можно сделать вывод: Лук состоит из клеток.

Что такое лук? (тело, живой организм)

Продолжите вывод: Все живое состоит из клеток : и человек, и растения, и лягушка, и микроб, и водоросли.

Есть ли расстояние между клетками? (нет)

Тогда вывод: луковица состоит из твердого вещества.

Только микроб – это одна клетка, а например лист – миллионы клеток. В одном листе древесного растения их около 20 000 000.

Есть клетки – гиганты, вы их знаете, но не догадываетесь об этом.

Н-р, рыбная икринка, куриное яйцо.

Для чего использовали микроскоп?

Могли мы рассмотреть клетки без микроскопа?

-
В чем нам помог микроскоп? (мы смогли узнать, что все живое состоит из клеток)

Делаем фото клетки, накладываем текст.

    Тема урока: Строение листа. Виды жилкования.

Лабораторная работа: Рассматривание листьев, знакомство с различными видами жилкования, создание слайд-шоу с помощью микроскопа.

Цель: узнать различные виды жилкования

Объекты изучен ия: различные листья растений

Оборудование: цифровой микроскоп.

Другой вариант работы – создание слайд - шоу.

Перед нами листья с разных растений.

Что мы видим на живом зеленом листе? (жилки)

- Жилки – транспортные пути, по которым передвигаются в листе питательные вещества, жилки придают листья прочность.

Перед нами стоит задача рассмотреть листья разных растений и выяснить: Одинаково расположены жилки на образцах?

1) Циссус – комнатный виноград.

(на сетку)

Т
акое жилкование называется СЕТЧАТОЕ

2) Хлорофитум

На что похоже расположение жилок на листе? (на прямые линии)

Крупные жилки проходят вдоль пластинки параллельно друг другу,

жилкование ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ


3) Лавр

Как на этом листе располагаются жилки? (линии похожи на дуги , кроме центральной)

Т
акое жилкование ДУГОВОЕ.

4) Молочай

-
На что похоже расположение жилок на листе? (на перышки)

Жилкование – ПЕРИСТОЕ

Сейчас я предлагаю рассмотреть колючку кактуса.

Что такое колючка для кактуса? (Они являются видоизмененными листьями, напоминающими микроскопически тонкие трубочки)

-
Для чего кактусу колючки? ни служат для впитывания влаги . Кактусы способны впитывать воду всей поверхностью стебля, но колючки делают это особенно интенсивно. В какой-то степени колючки служат и для защиты .

Ещё одна задача колючек – защита стебля от палящего солнца . У некоторых видов кактусов колючки настолько плотно покрывают стебель, что его практически не видно. А есть виды, покрытые густым белым пухом, напоминающим роскошный мех. А холодной ночью такая шубка защитит от холода, когда бывают нередкие в этих местах минусовые температуры.
А ещё колючки
служат украшением .)



Рассматриваемые образцы фотографируются, заносятся в коллекцию.

Затем делаем из полученных фотографий слайд-шоу, подписываем, можно добавить музыкальное сопровождение.

В чем нам помог микроскоп?

    Тема урока: Строение вещества.

Лабораторная работа: смешивание различных веществ, создание фильма с помощью микроскопа.

Цель: узнать, что происходит с веществами при смешивании друг с другом?

Объекты изучен ия: вода, акварельные краски, кусочек сахара, растворимый кофе.

Оборудование: цифровой микроскоп.

Итак, мы с вами знаем, что нас окружают тела, тела состоят из веществ, а вещества состоят из частиц.

Сейчас нам предстоит выяснить, что произойдет с веществами, если их смешать друг с другом?

Приведите примеры любых веществ.

Проведем исследование. Снимем фильм, чтобы показать на уроках учащимся класса.

Смешаем два жидких вещества: воду и краску.

В воду аккуратно положить каплю чернил или краски.

Наблюдаем за окрашиванием воды и снимаем фильм.

Почему окрасилась вода?

Возможно ли окрашивание воды, если бы она была сплошной?

(Нет, вода окрасилась, потому что состоит из отдельных частиц, между которыми есть промежутки).

Почему окрашивание происходило в разные стороны? (частицы двигаются в разных направлениях)

Сейчас проведем следующее исследование, которое поможет нам узнать: могут ли частицы твердого вещества смешаться с частицами жидкого вещества?

В воду положим кусочек сахара.

Что происходит с сахаром? (Он тает и становится невидимым)

А что станет с водой? (Она станет сладкой)

Почему это происходит? (частицы воды смешались с частицами сахара)

Теперь добавим гранулу кофе.

Что мы видим?

Почему гранулы кофе хватило, чтобы окрасить воду?

(В нем много частиц).

Так почему же окрасилась вода? (гранула кофе распалась на мелкие частицы и ее частицы смешались с частицами воды)

Что мы смогли увидеть, лучше рассмотреть с помощью микроскопа?

Давайте еще раз посмотрим фильм, но уже на большом экране.

5. Итог

Использование на уроке окружающего мира цифрового микроскопа совместно с компьютером позволяет получить увеличенное изображение изучаемого объекта (микропрепарата) на экране монитора (при работе в группе или в классах с малым числом учащихся) или на большом экране (при работе с целым классом) с помощью выносного проекционного устройства, подключаемого к компьютеру. Цифровой микроскоп позволяет

    изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно;

    использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе учащихся;

    применять разноуровневые задания для учеников одного класса;

    создавать презентационные видеоматериалы по изучаемой теме;

    использовать изображения объектов на бумажных носителях в качестве раздаточного или отчетного материала.

Использование цифрового микроскопа при проведении школьных биологических исследований дает ощутимый дидактический эффект в планемотивации , систематизации и углубления знаний учеников, то есть формирования так называемых обучающих возможностей, развития способностей учащихся к приобретению и усвоению знаний.

Предметы естественно-математического цикла дают учащимся знания о живой и неживой природе, о материальном единстве мира, о природных ресурсах и их использовании в хозяйственной деятельности человека. Общие учебно-воспитательные задачи этих предметов направлены на всестороннее гармоничное развитие личности. Важнейшим условием решения этих общих задач является осуществление и развитие межпредметных связей предметов, согласованной работы учителей-предметников.

Изучение всех предметов естественнонаучного цикла тесно связано с математикой. Она дает учащимся систему знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности человека, а также важных для изучения смежных предметов.

Основные взаимосвязи предметов естественно-математического цикла

На основе знаний по математике в первую очередь формируются общепредметные расчетно-измерительные умения. Преемственные связи с курсами естественнонаучного цикла раскрывают практическое применение математических умений и навыков. Это способствует формированию у учащихся целостного, научного мировоззрения.

Класс Предмет Учебная тема Математическое содержание
9,10 Физика Равноускоренное движение Линейная функция, производная функции
7, 8,10 Движение, взаимодействие тел. Электричество Прямая и обратная пропорциональная зависимость
9,10 Механика Векторы, метод координат, производная, функция. График функции
11 Оптика Симметрия
9,10 Кинематика Векторы, действия над векторами
10,11 Информатика Алгоритм, программа Уравнения, неравенства
6 География Изображение земной поверхности Масштаб, координаты на плоскости
8,9 Химия
  • Масса, объем и количество вещества,
  • Задачи с массовой долей выхода продукта реакции
  • Расчеты массовой доли примесей по данной массе смеси
  • Растворы
  • Определение формулы вещества по массовым долям элементов
Уравнения, проценты
8 Черчение
  • Техника выполнения чертежей и правила их оформления.
  • Аксонометрические проекции. Деление окружности на равные части, сопряжение
Параллельность, перпендикулярность прямых, измерение отрезков и углов, окружность, масштаб, параллельное проецирование
10,11 Экономика Проценты, уравнения, неравенства

Курс алгебры и начал анализа наглядно показывает универсальность математических методов, демонстрирует основные этапы решения прикладных задач. Аксиоматическое построение курса геометрии создает базу для понимания логики построения любой научной теории, изучаемой в курсах физики, химии, биологии.

Важную роль в осуществлении межпредметных связей играет математическое моделирование. Можно привести множество примеров того, как абстрактные понятия, изучаемые на уроках математики, выражают не связанные друг с другом закономерности реального мира. При изучении линейной функции у = кх + b полезно показать учащимся, что она может описывать зависимость между длиной стержня и температурой нагревания: l = l 0 (1+α t), между объемом газа и его температурой при постоянном давлении: V = V 0 (1+α t) (закон Гей-Люсака),давлением и температурой газа при постоянном объеме: p = p 0 (1+β t) (закон Шарля), скоростью и временем при равноускоренном движении: ʋ = ʋ 0 + at и т. д. При изучении квадратичной функции y = ax 2 можно привести примеры зависимости пути от времени при равноускоренном движении , формулу мощности электрического тока P = I 2 R при постоянном сопротивлении и другие формулы.

Моделирование как метод познания включает в себя:

  • построение, конструирование модели;
  • исследование модели(экспериментальное или мысленное);
  • анализ полученных данных и перенос их на подлинный объект изучения.

Решая прикладные задачи, мы проходим названные выше три этапа:

  • построение модели (перевод условия задачи с обыденного на математический язык)
  • работа с моделью (решение уравнения, неравенства и т. д.)
  • ответ на вопрос задачи

Можно проиллюстрировать сказанное на примере системы задач с физическим содержанием при изучении темы “Векторы” в 8–9-х классах на примере раздела “Динамика”. Векторные умения и навыки отображают модельный характер этого материала. Графические упражнения позволяют учащимся перевести физическую ситуацию на геометрический язык и получать информацию о физических явлениях с помощью геометрической модели векторного пространства. (См. Приложение 1)

У многих учеников вызывают затруднения задачи на смеси и сплавы. Вероятно, это связано с тем, что таким задачам в школьном курсе математики уделяется совсем мало внимания. Вместе с тем они входят в различные сборники заданий по подготовке к итоговой аттестации по математике за курс основной школы, нередко включаются в варианты ЕГЭ и вступительных экзаменов в вузы.

При решении задач данного типа полезно пользоваться наглядной моделью - схемой, в которой смесь (раствор, сплав) изображается в виде прямоугольника, разбитого на фрагменты в соответствии с числом входящих в нее (в него) компонентов, а непосредственно при составлении уравнения - проследить содержание какого-нибудь одного компонента. (См. Приложение 1)

С целью совершенствования химических и математических знаний и умений учащихся можно предложить задачи на применение графиков.

  1. Пользуясь графиком, определите количество энергии, выделяющейся при образовании15г серной кислоты в результате гидратации оксида серы.
  2. Какая химическая реакция имеет наибольший тепловой эффект?
  3. Определите к 1 , к 2 ,…к 6 в функциях, графики которых изображены на рисунке.

Можно предложить задачи межпредметного характера в ходе изучения других математических тем. (См. Приложение 1)

Хорошим источником материала для проведения уроков алгебры является тетрадь с печатной основой авторов Беленкова Е.Ю. и Лебединцевой Е.А. “Математика 5”, “Математика 6. Задания для обучения и развития учащихся” и пособие “Алгебра 7 класс”, “Алгебра 8 класс. Задания для обучения и развития учащихся”, ориентированное на развитие мышления и творческих способностей.

Выполнение предлагаемых заданий позволяет расширить кругозор учащихся, получить дополнительную информацию об окружающем мире.

Осуществление межпредметных связей в процессе обучения основано на координации обучающей деятельности учителей. Поэтому данная проблема требует целенаправленного руководства со стороны заместителя директора по учебно-воспитательной работе и методического совета школы.

Категория педагогических работников Факторы, влияющие на недостаточное применение межпредметных связей
Молодые специалисты Не имеют опыта и умений применения знаний по родственным своей профессии предметам
Учителя с опытом работы от 1 до 3 лет Недостаточно владеют методиками планирования и реализации межпредметных связей на уроках и во внеклассной деятельности
Учителя со стажем работы свыше 15 лет Уже не имеют, как правило, достаточных знаний по родственным предметам, нуждаются в усвоении новых трактовок общепредметных понятий, особенностей новых учебных программ по смежным предметам, необходимых для реализации межпредметных связей

Проблема межпредметных связей относится к числу сложных педагогических проблем, требующих коллективного опыта учителей для своего решения. Поэтому так важно организовать работу всего педагогического коллектива над этой проблемой, соблюдая строгую последовательность этапов:

  1. Повышение интереса учителей, показ значимости межпредметных связей в обучении. Выбор и распределение методических тем.
  2. Изучение учителями литературы, обучение их методическим приемам осуществления межпредметных связей, обобщение опыта учителей.
  3. Организация экспериментальной работы с привлечением всего педагогического коллектива.
  4. Организация комплексного, всестороннего использования межпредметных связей по всем предметам.
  5. Конкретизация методических тем и сочетание различных видов работы над общими темами в целях решения общих учебно-методических задач.

Таким образом, современная концепция межпредметных связей предметов естественно-математического цикла ориентирует учителей на систематическую взаимосвязь учебных предметов, активную реализацию межпредметности в содержании, методах и формах организации обучения, во внеклассной работе, широкого внедрения в практику обучения интегрированных уроков, элективных курсов, объединяющих знания из различных научных и практических областей.

«День учебного кино!» Экологический урок "Войди в природу другом!»

В рамках декады естественных наук учащиеся 6 "А" класса провели развивающее занятие для учеников 2 -го класса. Экологический урок "Войди в природу другом!" подготовили и провели Облакова Кристина, Шалаева Варвара, Комкова Анна, Егер Мария. На занятии ребята узнали о правилах поведения на природе, о бережном отношении. Урок был проведён в игровой форме, ученики решали ребусы, отгадывали загадки и кроссворды.

Ждем с нетерпением новых интересных открытий!






День девятый...

Игра-викторина "Занимательная биология"…

Наши ребята из 7-х классов провели игру-викторину "Занимательная биология" в начальной школе. Интересно рассказали о животных, а также продемонстрировали больших живых улиток.

На биологической викторине "В мире животных" учащиеся 7-х классов показали свои знания по биологии. Целями викторины стало воспитание чуткого и бережного отношения к живой природе, развитие интерес к животному миру, закрепление своих знания о животных.

Встреча была очень увлекательной и интересной!

День восьмой...

«День экспериментального кино!» Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда? Внимание! Невесомость!»…

Учащиеся 7-х классов приняли участие в интеллектуальной игре "Что? Где? Когда?" по теме "Внимание! Невесомость!"

Данная игра способствовала формированию и развитию у учащихся интеллектуального и духовного потенциала, развитию такие качества, как умение слушать другого человека, работать в группе.

В ходе игры учащиеся повторяли и вспоминали знания, полученные на уроках и в жизни, навыки общения, поведения в затруднительной ситуации, при этом активизировалась долговременная память, активность учащихся, способность переключать внимание с одного учебного предмета на другой, как следствие, повысилась эрудиция игроков.

Ребята отвечали на вопросы, связанные с особенностями жизни космонавтов на орбите, а также об обеспечении жизнедеятельности в космосе.


День седьмой...

«День фильма-обозрения!» Интеллектуальная игра «Сто к одному»…

Учащихся 7-8 классов приняли участие в интеллектуальной игре «Сто к одному» .

Задачей участников этой популярной игры состояла в том, чтобы угадать наиболее распространённые ответы учащихся нашей школы на предложенные вопросы.

«Сто к одному» — командная игра. Каждый игрок должен был высказать своё мнение, предложить свою версию, но победа досталась всей команде в целом. Все команды приняли активное участие в игре и награждены грамотами за участие в интеллектуальном мероприятии школы.


День шестой...

«День видового кино на различные темы!» Игра-викторина «По странам и континентам»…

В нашей школе состоялось увлекательное событие - игра-викторина «По странам и континентам»!

Целями данного мероприятия стало развитие познавательного интереса к предмету, повторение изученного материала, его обобщение и закрепление, развитие способности обобщать и систематизировать изученный материал, логически мыслить, а также воспитание чувства ответственности, географической культуры и эстетическое восприятие географических объектов.

Ребята с большим удовольствием отвечали на вопросы викторины, открывая для себя новые знания в области географии.






День пятый...

«День научно- фантастического фильма»! Кинолекторий «Великие ученые России»…

2017 год - это год знаменательных космических событий-60 лет запуска первого спутника Земли и 160-летие со дня рождения выдающегося ученого К.Э Циолковского. Поэтому тема освоения Космоса проходит через всю декаду. Этому была посвящена «Космическая викторина», игра «Начало космической эры». А также Кинолекторий, посвященный К. Э. Циолковскому.

Также в нашей школе прошел конкурс проектно-исследовательских работ «Первые шаги в науку». На нем было представлено 15 интересных работ, посвященных различным темам. Ребята узнали, почему вредны газированные напитки и блюда быстрого питания, а витамин С полезен, кто загрязняет речку Чермянку, как образуется дождь, какие птицы живут в наших лесах.

А команды 7- 8 классов совершили увлекательное путешествие во времени. Ребята узнали об интересных страницах биографий великих ученых-естествоиспытателей прошлого, а также много нового об открытиях в физике, химии, биологии и географии. Квест позволил посмотреть учащимся по-иному на привычные вещи, окружающие нас.



День четвертый...

«День фильма-исследования»! Конкурс проектов «Первые шаги в науку»…

В рамках декады предметов естественнонаучного цикла в 9-х классах прошла игра "Великие ученые-биологи и их открытия". Интерактивная форма позволила вспомнить фамилии великих ученых, которые внесли бесценный вклад в науку о жизни, достижениями,которых мы пользуемся до сих пор.

А 5-е классы приняли участие в увлекательном квесте "Лесная сказка ", в ходе которого ребята определяли животных по следам, по частям тела (раковины, кости, бивни, хитиновый панцирь, зубы), составляли пазлы с животными леса, отгадывали кроссворд по загадкам о лесе. В конце все команды искали буквы и составили слово - «заповедник». Объясняли, почему игра заканчивается этим словом.

Ждем новых открытий!






День третий...

« День научно-популярного кино »! Физический «Брейн- ринг»…

В рамках декады предметов естественнонаучного цикла в нашей школе прошло интеллектуальное состязание по физике «Брейн-ринг» среди учащихся 11 класса. Целью данного мероприятия стало обобщение и систематизация ранее изученного материала, применение жизненного опыта для решения практических заданий, а также активизация познавательной деятельности обучающихся.

Ребята показали знания физических явлений, проявили сообразительность, находчивость и взаимовыручку при выполнении заданий на различных этапах игры.

С нетерпением ждем новых интересных встреч!

День второй...

«День кинохроники»! Естественнонаучный квест «Таинственная комната»…

Учащиеся 8 классов нашей школы посетили квест по естественным наукам «Таинственная комната». Ребятам предстояло посетить 4 комнаты: "Физическую", "Химическую", "Географическую" и "Биологическую". В ходе квеста команды проявили себя настоящими испытателями, они успешно решали задачи, проводили опыты, отгадывали тайные предметы. Для этого им пришлось использовать все свои знания по данным наукам, а также смекалку, эрудицию, способность принимать правильное решение.

При подведении итогов все команды были очень довольны состоявшейся игрой и полны сил для участия в следующих мероприятиях декады естественных наук. Победителем стала команда первого учебного корпуса.

Выражаем благодарность учащимся 9 классов за оказанную помощь в проведении квеста!






День первый...

Открытие декады предметов естественнонаучного цикла! "Фестиваль документального кино «Великие ученые России"...

2017 год богат юбилеями великих российских ученых и изобретателей в области физики, химии, биологии и географии

220 лет со дня рождения Ф.П. Врангеля (1797-1870), русского путешественника, адмирала, одного из учредителей Русского Географического общества.

110 лет со дня рождения С.П. Королева (1907-1966), выдающегося ученого и конструктора в области ракетостроения и космонавтики.

100 лет со дня рождения И.А. Рапопорта (1912-1990), советского генетика, выведшего 380 новых сортов растений.

170 лет со дня рождения П.Н. Яблочкова (1847-1894), русского изобретателя.

140 лет со дня рождения Г.Я. Седова (1877-1914), русского гидрографа и исследователя Арктики.

205 лет со дня рождения Н.Н. Зинина, русского химика, первого президента Русского физико-химического общества.

160 лет со дня рождения К.Э. Циолковского (1857-1935), выдающегося русского ученого и изобретателя, основоположника современной космонавтики.95 лет со дня рождения Н.Г. Басова (1922-2001), российского физика, изобретателя лазера. Лауреат Нобелевской премии по физике.

145 лет назад (1872) русский электротехник А.Н. Лодыгин подал заявку на изобретение им электрической лампы накаливания.

60 лет назад (1957) в нашей стране был произведен запуск первого в мире искусственного спутника Земли. Начало космической эры.

Поэтому декаду естественнонаучного цикла мы посвятили великим ученым России.

5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель этого решения — привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.



Естественно-научный цикл.

Методическое объединение учителей естественнонаучного цикла

В состав методического объединения учителей естественнонаучного цикла входят 8 учителей, все имеют высшую квалификационную категорию, четыре учителя имеют звание «Заслуженный учитель России». Руководитель МО - методист гимназии, Почетный работник общего образования РФ, учитель географии Лесонен Татьяна Александровна.

Преподавание проводится с использованием учебных комплектов и учебных пособий Федерального перечня. Обучение биологии и физики осуществляется по учебникам базового и профильного уровня. Для наиболее эффективного изучения предметов естественнонаучного цикла кабинеты физики, химии, биологии и географии оснащены автоматизированным рабочим местом учителя, в кабинетах-лабораториях имеются все необходимые технические средства обучения, методические и дидактические материалы. Кабинеты химии и физики оснащены лабораторией «Архимед», лабораторные работы по биологии проводятся с использованием цифровых микроскопов QX 5.


В урочной деятельности большое внимание уделяется деятельностному, проектному и исследовательскому методам изучения дисциплин, что способствует развитию логического мышления учащихся, формированию межпредметных умений и навыков, активизации коммуникативных способностей. Учителями ведется постоянная работа по совершенствованию содержания учебно-методических комплексов: разработка, накопление и систематизация дидактического материала. В них отражается опыт работы учителей по формированию и развитию учебно-познавательных компетенций учащихся, а также представлены разработки в рамках своих методических тем. Педагоги систематически работают над повышением теоретического уровня и предметной педагогической квалификации, совершенствуют навыки владении ИКТ, т.к. использование на уроках интерактивной доски, документ-камеры, мультимедийных пособий и собственных электронных образовательных ресурсов позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся.


Большое внимание уделяется работе с учащимися во внеурочное время. Педагоги Праслов А.Н., Буздалова Т.Ю., Лесонен П.П., Никишина Е.Б., Лесонен Т.А., Егоркина М.Л., Стрельников С.М. являются руководителями проектных и исследовательских работ учащихся, которые неоднократно становились лауреатами и победителями НПК: «Рассвет», «Отечество», «Целостный мир», «Отражение», «Диалог культур», Чтения Вернадского, «Ломоносовские Чтения», НТТМ «Шаг в будущее».

При непосредственном участии Праслова А.Н., Буздаловой Т.Ю., Кутнаева М.Р. в гимназии организованы сезонные научно-исследовательские экспедиции, имеющие практическую направленность. Результаты научно-исследовательских работ учащихся высоко оцениваются на Всероссийских, городских и региональных конференциях и выставках.







2014-2015 учебный год
Неделя предметов естественнонаучного цикла

© lekar-dv.ru, 2024
Lekar-dv - Медицинский портал