Физиология высшей нервной деятельности. Презентация "высшая нервная деятельность" Проект на тему высшая нервная деятельность

27.11.2023

Высшая нервная деятельность (ВНД) нервные процессы, лежащие в основе поведения человека и обеспечивающих приспособляемость к условиям среды. Основоположником учения о ВНД является И.М. Сеченов, в 1863 г вышла его книга "Рефлексы головного мозга". Иван Михайлович полагал, что вся психическая деятельность человека основана на рефлексах.








Условные рефлексы – приобретенные в течение жизни реакции, с помощью которых происходит приспособление организма к воздействиям среды. Безразличный раздражитель должен предшествовать безусловному. Тогда он становится условным. Для образования прочной связи необходимо многократное подкрепление условного раздражителя безусловным. FLASH


Условные и безусловные рефлексы Безусловные Условные * Являются врожденными * Вырабатываются в течение всей жизни * Являются видовыми, характерными для всех особей данного вида * Индивидуальные, формируются на основе личного жизненного опыта * Постоянны и не затухают в течение жизни * Непостоянны, могут исчезать (тормозиться)


Условные и безусловные рефлексы Безусловные Условные * Осуществляются в ответ на определенное раздражение * Формируются на основе безусловных рефлексов * Рефлекторные дуги замыкаются в спинном мозге или подкорковых узлах головного мозга * Осуществляются за счет деятельности коры головного мозга


Торможение рефлексов В коре головного мозга, наряду с процессами возбуждения протекают и процессы торможения. Различают два вида торможения внешнее и внутреннее. 1. Внешнее торможение (безусловное). Наступает в результате действия нового раздражителя. Новый очаг возбуждения тормозит существующий очаг. Например, посторонний шум тормозит у собаки слюноотделение.


2. Внутреннее торможение развивается только в коре. А) Условное - неподкрепление условного раздражителя безусловным. Например: * Если выработанный у собаки рефлекс на свет не подкреплять пищей, то рефлекс ослабевает и исчезает. * Пересыхание водоема, из которого пили животные, приведет к тому, что они перестанут приходить к нему, найдут новый водоем.


Б) Дифференцировка. Если один раздражитель подкреплять, а близкий ему не подкреплять, то условно-рефлекторная реакция возникнет только на подкрепляемый раздражитель. Например, по характеру условного стука в дверь можно определить, кто пришел свои или чужие.


А.А. Ухтомский разработал основы учения о доминанте: в мозге временно господствует какой-то один очаг возбуждения, в результате обеспечивается выполнение одного жизненно важного в данный момент рефлекса. Различают оборонительные, пищевые, половые и другие виды доминант.




Инсайт (от англ. insight – проницательность, проникновение в суть). Обозначает внезапное усмотрение сути проблемной ситуации. В опытах с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи, которые могли быть решены лишь опосредствованно, было показано, что обезьяны после ряда безрезультатных проб прекращали активные действия и просто разглядывали предметы вокруг, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению. Так, ставшая знаменитой обезьяна Имо вместо выбирания зерен из песка бросила их смесь в воду, после чего собрала зерна с поверхности.


Первая сигнальная система поставляет информацию непосредственно через органы чувств, вторая сигнальная система связана с восприятием слышимых при произношении или видимых при чтении слов. С развитием второй сигнальной системы появилась возможность сохранять и передавать информацию следующим поколениям, появилась база для развития абстрактного мышления, сознания. «Слово, писал И.П. Павлов, сделало нас людьми». Главное отличие высшей нервной деятельности людей связано с наличием у них речи второй сигнальной системы.















Фазы сна 1) Медленный сон: * Длится минут * Снижается мышечный и сосудистый тонус * Дыхание ровное


2) Быстрый сон: * минут * Сопровождается непроизвольным движением глаз, пальцев * Учащается пульс и дыхание. * В эту фазу человек видит сны, в коре появляются мелкие и быстрые электрические волны.






Бессонница (инсомния) – невозможность заснуть или частые пробуждения среди сна. Причина: стрессы, неврозы, смена частая часовых поясов. Сонливость (гиперсомния), часто объясняется плохим ночным сном. Но есть редкое заболевание – летаргия (человек может проспать несколько лет).


Есть версия, что летаргический сон Николая Гоголя был ошибочно принят за его смерть. К этому выводу пришли, когда при перезахоронении на внутренней обшивке гроба обнаружили царапины, кусочки обшивки были под ногтями Гоголя и изменено положение тела («Перевернулся в гробу»). 30

Данная презентация, применяется при изучении темы- высшая нервная деятельность человека, на уроках биологии в 8 классе. Она включает в себя основные понятия связанные с данной темой, а также тесты на определение различных видов памяти и внимания.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока: Высшая нервная деятельность Цели урока: - дать определение высшей нервной деятельности человека и рассмотреть её проявления - охарактеризовать различные проявления высшей нервной деятельности (мышление, речь, память и т.д.) и установить их роль в жизни человека - провести тесты позволяющие оценить характеристики различных видов памяти и устойчивость внимания

Высшая нервная деятельность человека – это деятельность мозга связанная с его психикой. Основные проявления высшей нервной деятельности: Мышление Речь Память Внимание Эмоции Воля

Мышление – высшая ступень познания, процесс опосредованного отражения объективной действительности, устанавливающей связи и отношения между познавательными процессами. Виды мышления: По форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое. По характеру задач: теоретическое, практическое По степени новизны и оригинальности: репродуктивное (воспроизводящее), продуктивное (творческое).

Мыслительные операции: Анализ – мысленное разделение предметов и явлений на части. Синтез – мысленное объединение частей или свойств в целое. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различия между ними. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим признакам. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других.

Речь (вторая сигнальная система) – материальная основа мышления. Функции речи: В общении: Коммуникация – передача друг другу определённых сведений, мыслей, чувств. Экспрессия – передача эмоционального отношения к человеку, к которому она обращена. В мышлении: Сигнализация – через слово обозначается предмет, действие, состояние. Обобщение – каждое слово уже обобщает и это позволяет реализоваться мышлению.

Виды речи: Внешняя Общение между людьми при помощи разговора. Внутренняя Направлена на себя. Носит свёрнутый, сокращённый характер. Устная Отличается сокращённым количеством слов и простой грамматической конструкцией Письменная Очень чёткий замысел. Сложная смысловая программа. Аффективная Нет замысла. Очень проста, ограниченна «Ах!», «Ну, погоди!». Диалогическая Речь при которой активны в равной степени все её участники. Монологическая Предъявляет высокие требования к говорящему (доклад, лекция).

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Виды памяти: По длительности сохранения: долговременная, кратковременная оперативная. По преобладанию той или иной модальности: зрительная, слуховая, двигательная. По уровню организации: наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная

Опыт №1 Выявление объёма кратковременной памяти В течении 1 минуты внимательно прочитайте предложенные слова и постарайтесь запомнить их. В течении 5 минут запишите все слова, которые вам удалось запомнить, в любом порядке. Подсчитайте число правильно написанных слов, за каждое правильное слово начислите себе 1 балл. Полученный результат сравните с таблицей и сделайте вывод.

Сено, ключ, самолёт, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолёт

Определение характеристик объёма памяти Число баллов Характеристика памяти 6 и меньше Объём памяти низкий. Желательно регулярно тренировать память. 7-12 Объём памяти чуть ниже среднего. 13 - 17 Объём памяти хороший. 18 - 21 Объём памяти отличный. Свыше 21 Ваша память феноменальна

Опыт №2 Определение объёма зрительной памяти Определите объём своей зрительной памяти: в течении 1 минуты изучите фигуры на рисунке №1, а затем найдите их на рисунке №2. Подсчитайте процент фигур названных правильно.

Рисунок №1

Рисунок №2

Проверка

Показатели зрительной памяти 90 – 100 % - отлично 70 – 90 % - очень хорошо 50 – 70 % - хорошо 30 – 50 % - удовлетворительно 10 -30 % - плохо 0 -10 % - очень плохо

Опыт №3 Изучение устойчивости внимания Внимательно присмотритесь к рисунку на котором изображена проекция усечён- ной пирамиды в течении 30 секунд. При каждом изменении восприятия не глядя в тетрадь делаете штрих. После оконча – ния опыта результат удваиваете и сравниваете с таблицей.

Оценка характера устойчивости внимания Частота изменения изображения Характеристика внимания Не более 11 раз Очень устойчивое 12 -20 раз Средней устойчивости Более 20 раз Недостаточно устойчивое


Положения
о рефлекторной
деятельности мозга были
высказаны И.М.Сеченовым в
1863 г. в книге
«Рефлексы головного мозга»

Идеи И.М.Сеченова
получили развитие в
трудах И.П. Павлова
Он создал
экспериментальный метод
исследования функций
коры больших полушарий
- метод условных
рефлексов - и установил,
что рефлексы являются
основой высшей нервной
деятельности

Высшая нервная деятельность -деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающих наиболее совершенную приспособляе

Высшая нервная
деятельность -деятельность
высших отделов центральной
нервной системы,
обеспечивающих наиболее
совершенную
приспособляемость животных и
человека к условиям среды

Основой
высшей нервной
деятельности у
млекопитающих является кора
больших полушарий вместе с
подкорковыми ядрами
переднего мозга

Всю совокупность рефлексов, происходящих в организме, И.П. Павлов разделил на две группы: безусловные и условные

Безусловные
Врожденные,
передающиеся по
наследству
(слюноотделение,
глотание, дыхание и т.д.)
Видовые
Условные
Приобретенные
организмом в
течение жизни
Индивидуальные

Безусловные
Имеют постоянные
рефлекторные дуги
Относительно
постоянные, мало
изменяющиеся (при
попадании пищи на
корень языка
происходит
глотательное движение)
Условные
Не имеют готовых
рефлекторных дуг,
они формируются
при определенных
условиях
Непостоянные,
могут выработаться
и исчезнуть

Безусловные
Осуществляются в
ответ на адекватное
раздражение
Осуществляются на
уровне спинного мозга
и ствола мозга,
подкорковых ядер
Условные
Осуществляются на
любое воспринимаемое
организмом
раздражение;
формируются на базе
безусловных рефлексов
Осуществляются за
счет деятельности
коры головного мозга

Для образования условных рефлексов
необходимо сочетание во времени двух
раздражителей: безразличного
(условного), для данного вида
деятельности (свет, звук и т.п., например
для пищеварения) и безусловного,
вызывающего определенный
безусловный рефлекс (пища и др.).

Условный сигнал должен предшествовать
безусловному. Подкрепление условного
сигнала безусловным должно быть
неоднократным в отсутствие отвлекающих
посторонних раздражителей

При
действии условного
раздражителя (например, света) в коре
возникает очаг возбуждения.
Последующее действие безусловного
раздражителя (например, пищи)
сопровождается появлением второго
очага возбуждения в коре.
Между ними возникает временная
связь (происходит замыкание, по
Павлову)

После
нескольких сочетаний
условного и безусловного
раздражителей связь становится
более прочной
Теперь достаточно только одного
условного раздражителя, чтобы
вызвать рефлекс

Рефлекторная дуга условного рефлекса содержит следующие отделы:

рецептор, реагирующий на условный
раздражитель;
чувствительный нерв и соответствующий ему
восходящий путь с подкорковыми
образованиями;
участок коры, воспринимающий условный
раздражитель (например, зрительный центр);
участок коры, связанный с центром безусловного
рефлекса (пищевой центр);
центр безусловного рефлекса;
двигательный нерв;
рабочий орган

Показано,
что на основе уже
образовавшихся условных
рефлексов могут возникать новые
условные рефлексы
В течение жизни организма
бесчисленное множество
образующихся условных
рефлексов служит основой его
поведения

Условные
рефлексы не только
вырабатываются, но и исчезают или
ослабляются при изменении
условий существования в результате
торможения
И.П. Павлов различал два вида
торможения условных рефлексов:
безусловное (внешнее) и условное
(внутреннее)

В
коре головного мозга при этом
возникает новый очаг
возбуждения, который вызывает
угнетение существующего очага
возбуждения
У человека, например, при острой
зубной боли перестает болеть
сильно пораненный палец

Условное
(внутреннее) торможение
развивается по закономерностям
условного рефлекса, т.е. если
действие условного раздражителя не
подкрепляется действием
безусловного раздражителя
Благодаря торможению в коре
исчезает ненужная временная связь

Таким образом, в коре происходит сложное взаимодействие процессов возбуждения и торможения, причем кора способна различать и разделять от

Таким образом, в коре происходит
сложное взаимодействие
процессов возбуждения и
торможения, причем кора
способна различать и разделять
отдельные раздражения (анализ)
наряду с возможностью
обобщать, объединять
возбуждения, возникающие в
различных ее участках (синтез)

Особенностями высшей
нервной деятельности человека
являются высокоразвитая
психическая деятельность,
сознание, речь, способность к
абстрактно-логическому
мышлению

Высшая нервная деятельность
человека сформировалась исторически в
ходе трудовой деятельности и
необходимости общения

Опираясь на особенности высшей нервной деятельности человека и животных, И.П.Павлов разработал учение о первой и второй сигнальных систем

Опираясь на
особенности высшей
нервной деятельности
человека и животных,
И.П.Павлов
разработал учение о
первой и второй
сигнальных
системах

Животные и человек получают сигналы
из внешнего мира через
соответствующие органы чувств
Восприятие окружающего мира,
связанное с анализом и синтезом
непосредственных сигналов, которые
приходят от зрительных, слуховых,
обонятельных и других рецепторов,
составляет первую сигнальную систему

Деятельность этой системы проявляется также в условных рефлексах, формирующихся на любые раздражения из внешней среды, за исключением сло

Деятельность этой системы
проявляется также в условных
рефлексах, формирующихся на
любые раздражения из внешней
среды, за исключением слова

Вторая сигнальная система
возникла и развилась у человека
в связи с появлением речи. Она
отсутствует у животных

Вторая сигнальная система обусловлена
специфической особенностью высшей
нервной деятельности человека -
восприятием слышимых
(произносимых) или видимых (при
чтении) слов

Представьте себе стол или стул



смысловым содержанием




Представьте себе стол
или стул

Сигнальное значение слова связано не с
простым звукосочетанием, а с его
смысловым содержанием
Развитие словесной сигнализации
сделало возможным обобщения и
абстракции, находящие свое выражение
в понятийной деятельности человека

Многозначные слова

Многозначные слова

Многозначные слова

Ку́ршская коса́ - песчаная коса,
расположенная на побережье Балтийского
моря и Куршского залива

Куршская коса - узкая и
длинная саблевидной формы,
полоса земли, отделяющая
Куршский залив от Балтийского
моря и простирающаяся от
города Зеленоградск до
города Клайпеды (Смильтине)
(Литва)
Название косы происходит от
названия древних
племён куршей, живших здесь
до
колонизации Пруссии немцами

Многозначные слова

Многозначные слова

Первая и вторая сигнальные системы находятся у человека в тесном взаимодействии и взаимосвязи, так как возбуждение первой сигнальной сист

Первая и вторая сигнальные
системы находятся у человека в
тесном взаимодействии и
взаимосвязи, так как
возбуждение первой сигнальной
системы, вызванное
конкретными сигналами,
передается во вторую
сигнальную систему

Первые признаки развития второй сигнальной системы появляются у ребенка во второй половине первого года жизни

Речевые рефлексы второй сигнальной системы формируются благодаря активности нейронов лобных областей и области речедвигательного центр

Речевые рефлексы второй
сигнальной системы
формируются благодаря
активности нейронов
лобных областей и области
речедвигательного центра
коры больших полушарий

Эмоции - реакции животных и человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и ох

Эмоции - реакции животных и
человека на воздействие внешних и
внутренних раздражителей,
имеющие ярко выраженную
субъективную окраску и
охватывающие все виды
чувствительности

Удивленный
Сердитый
Задумчивый
грустный,
печальный
добрый,
спокойный
веселый,
радостный

ЭМОЦИИ
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ
радость,
наслаждение,
удовольствие
грусть, печаль,
неудовольствие

Разные виды эмоций сопровождаются
различными физиологическими
изменениями в организме,
соответствующими психическими
проявлениями

Например, при печали, смущении, испуге
понижается тонус скелетной мускулатуры
Печаль характеризуется спазмом
сосудов, испуг - расслаблением гладкой
мускулатуры

Гнев, радость, нетерпение
сопровождаются повышением тонуса
скелетной мускулатуры, при радости,
кроме того, расширяются сосуды, при
гневе расстраивается координация
движений, увеличивается содержание
сахара в крови и пр.

Эмоциональное возбуждение мобилизирует все
имеющиеся у организма резервы
Более тонко работает интеллектуальная сфера,
память

Возникает
резкое возбуждение
симпатической части вегетативной
нервной системы, в кровь поступает
значительное количество
адреналина, усиливается работа
сердца и повышается артериальное
давление, растет газообмен,
расширяются бронхи, увеличивается
интенсивность окислительных и
энергетических процессов в
организме

Резко изменяется характер деятельности
скелетных мышц, т.е. они могут
включиться в работу одновременно, а не
поочередно. Блокируется процесс,
тормозящий мышечную деятельность
при утомлении

В процессе эволюции эмоции
сформировались как механизм
приспособления
Огромную роль в жизни человека
играют положительные эмоции
Они важны для сохранения здоровья и
работоспособности человека

Различают два вида памяти: кратковременную и долговременную

Па́мять - одна из психических функций
и видов умственной деятельности,
предназначенная сохранять, накапливать
и воспроизводить информацию
Способность длительно хранить
информацию о событиях внешнего мира
и реакциях организма и многократно
использовать её в сфере сознания для
организации последующей деятельности
Различают два вида памяти:
кратковременную и
долговременную

В
основе кратковременной памяти
лежит циркуляция нервных
импульсов по замкнутым
нейронным цепям
Это может продолжаться от
нескольких секунд до 10 - 20 мин
Информация, хранящаяся в
кратковременной памяти, быстро
"стирается"

В процессе обучения
нервные импульсы
неоднократно проходят по
одним и тем же нервным
путям, оставляя в них след

Материальной
основой
долговременной памяти являются
различные структурные изменения в
цепях нейронов, вызванные
электрохимическими процессами
возбуждения
В долговременной памяти
информация хранится в доступном
для извлечения виде

В
настоящее время найдены
пептиды, вырабатываемые
нервными клетками и влияющие на
процесс памяти
Определенная роль в формировании
памяти принадлежит эмоциям
При эмоциональном возбуждении
усиливается циркуляция нервных
импульсов по цепям нейронов

В формировании памяти участвуют
нейроны коры больших полушарий
(височные доли), ретикулярная
формация ствола мозга,
гипоталамическая область
Различают зрительную, слуховую,
осязательную, двигательную, или
моторную, и смешанную память в
зависимости от того, какой из
анализаторов играет в этом процессе
главную роль

Сон и сновидения

Сон - физиологическое состояние, обеспечивающее активную перестройку работы мозга, упорядочивание полученной в период бодрствования инфо

Сон - физиологическое
состояние, обеспечивающее
активную перестройку работы
мозга, упорядочивание
полученной в период
бодрствования информации

Сон – циклическое явление.
Обычный 7-8 часовой сон
состоит из 4-5 циклов,
закономерно сменяющих друг
друга. Каждый цикл включает
две фазы: фазу медленного и
быстрого сна

При
медленном сне на графике
наблюдаются редкие волны большой
амплитуды
Мышцы
расслаблены
Дыхание
ровное, спокойное
Сердцебиение
Глазные
замедленно
яблоки неподвижны

При
быстром сне электромагнитные
колебания становятся быстрыми
Ритм
сердечной деятельности
повышается
Глазные
яблоки под закрытыми
веками приходят в движение,
остальные мышцы заторможены

Сколько необходимо спать?

Нормальный
сон подростка 1415 лет должен продолжаться не
менее 8-9 часов
Взрослому человек необходимо
спать 7-8 часов

Петр I, Наполеон, Шиллер, Гете,
В.М.Бехтерев спали по 5 часов в сутки
Томас Эдисон спал всего 2-3 часа

Сновидения и суеверия О вещих снах

Сновидения занимают в среднем два часа
ночного сна, длящегося 7,5 часов. Сны
видят все, но многие люди не
запоминают своих снов. Если спящего
разбудить посреди быстрого сна, он
вспомнит очень яркий сон. Если его
разбудить через 5 минут после окончания
периода быстрого сна, у него останется
лишь смутное воспоминание сновидения,
а если его разбудить через 10 минут, он
ничего не вспомнит

В племенных обществах
древнего мира и во всех
цивилизациях, включая
современную, задумывались о
значении сновидений, и
содержание снов считалось
существенным в интерпретациях
прошлых и текущих событий, а
также предсказании будущего

Нередко во сне мы видим самые
неожиданные, иногда забавные,
порой страшные, а то и нелепые
картинки и события. Проснувшись,
мы удивляемся: “Приснится же
такое!” А некоторые, припоминая
виденное, усматривают в нём какойто загадочный, может быть,
пророческий смысл. И пытаются
найти ему истолкование

Суеверное представление о “вещих” снах
очень старо. Ещё в древние времена
причудливые образы, видимые во сне,
будоражили воображение людей. В самом
деле, как это объяснить? Человек провёл
всю ночь на своём ложе, а на утро,
проснувшись, рассказывает, что он только
что побывал в лесу, в котором когда-то
бродил с людьми своего племени, что он
разговаривал с давно умершими родными
и охотился с ними на невиданных птиц и
зверей

Когда фантазия первобытного человека
впервые породила ложное и
примитивное представление о мире –
веру в существование
сверхъестественных сил, будто бы
скрывающихся в некоторых предметах
(их называли фетишами), в телах людей,
животных, растений (их называли
“духами” и “душами”) , возникло
“объяснение” и сновидениям: их стали
считать приключениями “души” ,
странствующей, пока спит её обладатель

Невежественные и беспомощные перед
силами природы, наши далёкие предки
создавали различные магические обряды,
гадания, предсказания, заклинания и т.п.
Сновидения, в которых будто бы
скитающаяся душа спящего встречается с
душами умерших людей, с духами растений
и животных, они считали ключом к тайнам
будущего, позволяющим заранее узнать
волю богов. По сновидениям старались
угадать, будет ли удачной задуманная охота,
когда начинать битву с враждебным
племенем и благоприятно ли место,
избранное для жилья

Гадания и предсказания по снам были
распространены в Египте и Индии, в
античной Греции и Риме; особенно
пышным цветом процветала вера в
“вещие” сны в средние века. В
прошлом веке многие тёмные люди
пользовались толкователями снов –
“сонниками”

Обратимся к истории. Кальпурния, жена Юлия Цезаря, увидела
во сне, что ее муж на следующий день будет убит. Когда Цезарь
собрался идти в сенат, она рассказала ему о сне и умоляла
остаться дома. Стоявший неподалеку Брут стал смеяться над
женскими предрассудками и увлек Цезаря за собой.
Продолжение этой истории нам известно...

Императору Марциану во сне приснился
Атилла, у которого сломался лук. Именно
в эту ночь предводитель гуннов умер

Другу императора Августа приснилось, что того
ночью убьют вероломные враги. Осторожный
Август, веривший в вещие сны, не остался
ночевать в своей походной палатке. Ночью ее
захватили враги и в темноте изрубили мечами его
постель

В литературе в качестве примера
пророческого сна упоминается случай с
капитаном Джонатаном из Калифорнии.
Однажды во сне он увидел толпу
изможденных людей, погибавших в горах
от голода и холода. Он даже запомнил
место, где это происходило: оно было
отмечено характерной вертикальной
грядой белых скал. Утром он рассказал
этот сон своему другу, охотнику. Тот по
описанию узнал эту местность в ущелье
Карсон Валлей

Тогда капитан принял смелое решение и
организовал спасательную экспедицию, хотя
указанное место находилось в 150 милях от
дома. Когда спасатели туда прибыли, то успели
помочь тем, кто еще оставался в живых

Характерен в этом плане эпизод с
гибелью «Титаника». По крайней мере,
18 пассажиров сдали билеты по
причине неясного предчувствия
трагедии. Из них пятеро видели эту
трагедию во сне сами либо она
приснилась их близким. Жена одного
из «отказников»даже нарисовала
тонущее четырех трубное судно с
высоко задранной кормой

В 1741 году Михаил Васильевич
Ломоносов, возвращаясь на корабле из
Германии в Россию после учёбы видел
вещий сон. Ему приснилось, что его
отец, потерпев кораблекрушение,
выброшен мертвым на берег
необитаемого острова в Белом море.
Остров не имел названия, но
Ломоносов хорошо его помнил, так как
однажды буря прибила к нему их судно.

Возвратившись в Петербург, Михаил
Васильевич вскоре узнал, что отец его
пропал без вести. Тогда он послал
письмо к знакомым рыбакам, в котором
сообщал им, где искать труп его
несчастного отца, и умолял, найдя его,
предать погребению. Рыбаки, следуя
советам Ломоносова, вскоре нашли
именно на этом острове мертвое тело
Василия Дорофеевича и там же
похоронили его

На протяжении XX столетия психологи пытались найти научное объяснение сновидений. Передовые учёные давно уже высказывали мысли о том, что в

сновидениях нет ничего
загадочного, что они представляют
собой результат оживления во сне
реально пережитого

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

Главное отличие человека от других существ: Сознание Владение речью Способность к трудовой деятельности Общественная жизнь

Сознание – высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности. Сознание человека - способность отделения себя («я») от других людей и окружающей среды («не я»), адекватного отражения действительности. Сознание базируется на коммуникации между людьми, развивается по мере приобретения индивидуального жизненного опыта и связано с речью (языком).

Речь Речь - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. Функции речи: Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы. Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта.

Виды речи Внешняя Общение между людьми при помощи разговора или технических устройств Внутренняя Направлена на себя. Носит свернутый, сокращенный характер. Письменная Устная Диалог Монолог

Функции речи В общении В мышлении Коммуникация (общение) Передача друг другу определенных сведений. Сигнализация Через слово обозначается предмет, действие Обобщение Каждое слово уже обобщает и это позволяет реализовываться мышлению Экспрессия Передача эмоционального отношения к человеку.

Труд Труд – это фундаментальная форма деятельности человека, в процессе которого созидается вся совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения потребностей. В процессе эволюции у человека появились приспособления к труду, большой палец руки противопоставлен остальным.

Человек биосоциальное существо. Жизнь, развитие, воспитание в обществе - ключевое условие нормального развития человека, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно - биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности высшей нервной деятельности человека. 8-й класс (2011 / 2012 учебный год)

Что играет решающую роль в управлении поведением? Что читается по лицам и определяет качество нашей жизни? Что лежит в основе эффективного общения? Что мы испытываем с самого раннего детства? На все э...

"Высшая нервная деятельность человека"

Тесты позволят выявить знания учащихся о врожденных и приобретенных программах поведения, мышлении, памяти, о значении речи и трудовой деятельности. Определить значение работ отечественных ученых в ра...

Высшая нервная деятельность. Рефлексы Высшая нервная деятельность. Рефлексы Задачи: Задачи: Познакомиться с ролью И.М. Сеченова и И.П.Павлова в создании учения в высшей нервной деятельности, Познакомиться с ролью И.М. Сеченова и И.П.Павлова в создании учения в высшей нервной деятельности, Рассмотрим условия образования основных механизмов внд – условных рефлексов, Рассмотрим условия образования основных механизмов внд – условных рефлексов, Познакомиться с Павловской методикой изучения условных рефлексов Познакомиться с Павловской методикой изучения условных рефлексов Установить связь и различие между условными и безусловными рефлексами Установить связь и различие между условными и безусловными рефлексами


Актуализация знаний С каким органом связана высшая нервная деятельность? Головной мозг – вместилище ума, знаний, навыков, опыта. Кажется, чем умнее живое существо, тем больше у него величина мозга. Действительно, у пчёл, муравьёв, кузнечиков он – с булавочную головку и весит лишь несколько миллиграммов, у мышей, белок, воробьёв мозг в сотни раз больше и весит уже около грамма, у кошек, о гораздо больше, чем у мышек, и весит примерно 30 граммов, у собак – 100 граммов, у человекообразных обезьян – 450 граммов и наконец у человека – в среднем 1 килограмм 400 граммов! Вес мозга у слонов- около 5 килограммов, а у крупных китов финвалов – почти 7 килограммов. Головной мозг – вместилище ума, знаний, навыков, опыта. Кажется, чем умнее живое существо, тем больше у него величина мозга. Действительно, у пчёл, муравьёв, кузнечиков он – с булавочную головку и весит лишь несколько миллиграммов, у мышей, белок, воробьёв мозг в сотни раз больше и весит уже около грамма, у кошек, о гораздо больше, чем у мышек, и весит примерно 30 граммов, у собак – 100 граммов, у человекообразных обезьян – 450 граммов и наконец у человека – в среднем 1 килограмм 400 граммов! Вес мозга у слонов- около 5 килограммов, а у крупных китов финвалов – почти 7 килограммов. Выходит, они умнее. Нет, конечно. Дело в том, что мыслительные способности зависят не только от величины мозга, но и от величины … тела. Чем больше вес мозга по сравнению с весом тела, тем живое существо лучше работает головой. Выходит, они умнее. Нет, конечно. Дело в том, что мыслительные способности зависят не только от величины мозга, но и от величины … тела. Чем больше вес мозга по сравнению с весом тела, тем живое существо лучше работает головой. У коровы вес тела больше веса мозга в 1000 раз, у собаки – в 500 раз, у человека – в 50 раз. У кита же мозг и весит 7 килограммов, но зато кит тянет а 21 тонну, то есть он тяжелее своего мозга в 3 тысячи раз. У коровы вес тела больше веса мозга в 1000 раз, у собаки – в 500 раз, у человека – в 50 раз. У кита же мозг и весит 7 килограммов, но зато кит тянет а 21 тонну, то есть он тяжелее своего мозга в 3 тысячи раз. Ум зависит от некоторых участков – серого вещества, где густо сосредоточены нейроны. Чем умнее животное, тем больше у нег серого вещества, больше нейронов в «думающих» участках. Ум зависит от некоторых участков – серого вещества, где густо сосредоточены нейроны. Чем умнее животное, тем больше у нег серого вещества, больше нейронов в «думающих» участках. Человек превосходит братьев своих меньших по весу «мыслящего вещества», благодаря этому человек может читать, писать, строить заводы, играть в шахматы, совершать научные открытия. Человек превосходит братьев своих меньших по весу «мыслящего вещества», благодаря этому человек может читать, писать, строить заводы, играть в шахматы, совершать научные открытия.


Что такое рефлекс? Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая и контролируемая цнс. Задание: Какие явления можно отнести к рефлексам, учитывая определение 1. движение растений к свету. 2.одергивание руки от огня. 3. сокращение изолированной мышцы в ответ на раздражение подходящего к ней нерва электрическим током. 4. мигание глаз при резком неожиданном звуке. Что такое рефлекс? Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая и контролируемая цнс. Задание: Какие явления можно отнести к рефлексам, учитывая определение 1. движение растений к свету. 2.одергивание руки от огня. 3. сокращение изолированной мышцы в ответ на раздражение подходящего к ней нерва электрическим током. 4. мигание глаз при резком неожиданном звуке.


Какие группы рефлексов различают? Какие группы рефлексов различают? Приведите примеры различных рефлексов, объясните- почему одни –условные, другие- безусловные? Приведите примеры различных рефлексов, объясните- почему одни –условные, другие- безусловные?


Записали тему урока «высшая нервная деятельность. рефлексы». Объясните смысл этих слов! Слова «нервная деятельность» понятны, а «высшая» Слова «нервная деятельность» понятны, а «высшая» ВНД – способность приспосабливаться к условиям среды. ВНД – способность приспосабливаться к условиям среды. Исходя из определения, можно сказать, что внд присуща животным? Исходя из определения, можно сказать, что внд присуща животным? ВНД животных складывается из серии условных рефлексов ВНД животных складывается из серии условных рефлексов Отличаются ли безусловные рефлексы человека и животных? Отличаются ли безусловные рефлексы человека и животных? различаются ли пищевые условные рефлексы у животных и человека? различаются ли пищевые условные рефлексы у животных и человека?


Безусловные и условные рефлексы на природные раздражители у высших животных и человека одинаковы. Это объясняется происхождением человека от животных предков. Но человек отличается от животных сложностью в поведении о объясняется это наличием у человека сознания, мышления, речи (речевых рефлексов). У человека есть центры речи в коре больших полушарий. Какие рефлексы есть у родившегося ребёнка? Какие рефлексы есть у родившегося ребёнка?(безусловные) Какой рефлекс появляется первым? (дыхательный) Грудной ребёнок приобретает рефлексы постепенно. Как реагирует грудной ребенок на слова? (никак) К 1,5-2 годам у ребенка окончательно формируется кора больших полушарий, начинают функционировать центры речи. Слова приводят к абстрактному (обобщённому) мышлению. Опыт: поднимите руки после того, как вы услышите стук. Вывод- мозг человека может реагировать на слова, так же как на предметы или действия, которые они обозначают. Животные тоже реагируют на слово (цирк) - но они реагируют на звучание, а человек на смысл.


Задание прочитайте слова, поделитесь своими ассоциациями при упоминании этих слов Яблоко, Яблоко, сон, сон, один, один, слово, слово, стол, стол, доска, доска, ребенок, ребенок, ученик. ученик. Вывод: человек обладает отвлечённым(абстрактным, ассоциативным) мышлением, он при помощи слов выражает общие свойства предметов. Вывод: человек обладает отвлечённым(абстрактным, ассоциативным) мышлением, он при помощи слов выражает общие свойства предметов.




И.М.Сеченов впервые предложил, что в основе внд человека лежат рефлексы, открыл явление торможения а цнс и доказал. Что торможение является физиологической основой воли. И.М.Сеченов впервые предложил, что в основе внд человека лежат рефлексы, открыл явление торможения а цнс и доказал. Что торможение является физиологической основой воли. Работы по изучению процессов внд продолжил И.П. Павлов. Именно он открыл основную коры больших полушарий – образование и торможение условных рефлексов. Работы по изучению процессов внд продолжил И.П. Павлов. Именно он открыл основную коры больших полушарий – образование и торможение условных рефлексов. У подопытных собак в лаборатории Павлова при виде пищи выделялась слюна. Некоторые сотрудники говорили, что собака понимает, помнит, знает, что ей дадут пищу. У подопытных собак в лаборатории Павлова при виде пищи выделялась слюна. Некоторые сотрудники говорили, что собака понимает, помнит, знает, что ей дадут пищу. Но Павлов задался целью объяснить физиологическую основу слюноотделения. Но Павлов задался целью объяснить физиологическую основу слюноотделения. Доказав целой серией точных опытов, что члюна выделяется в ответ на раздражение органов чувств, сигнализирующих коре о предстоящем поступлении пищи, ученый пришел к выводу, что исследование рефлексов можно положить в основу деятельности коры. Доказав целой серией точных опытов, что члюна выделяется в ответ на раздражение органов чувств, сигнализирующих коре о предстоящем поступлении пищи, ученый пришел к выводу, что исследование рефлексов можно положить в основу деятельности коры. Открыли учебник, по рисункам мы поясним опыты Павлова. Открыли учебник, по рисункам мы поясним опыты Павлова.


Что такое условный рефлекс? Что такое условный рефлекс? Условный рефлекс (выделение слюны у собаки) = Условный рефлекс (выделение слюны у собаки) = условный раздражитель(свет лампы) + безусловный условный раздражитель(свет лампы) + безусловный раздражитель раздражитель (пища) (пища) Если пищу не давать после выработанного слюноотделительного рефлекса, то слюна выделяться не будет(произойдет торможение в коре больших полушарий). Рефлекс угасает. При выработке условных рефлексов в коре б.п. возникает временная связь – основной механизм деятельности коры б.п., позволяющий коре приспосабливать организм к меняющимся условиям ВСПОМНИТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНД.!



© lekar-dv.ru, 2024
Lekar-dv - Медицинский портал