Этой теории язык произошел в. Божественная теория происхождения языка

27.12.2023

Итак, первобытный язык нельзя исследовать и опытно проверить.

Однако этот вопрос интересовал человечество с самых давних времен.

Еще в библейских легендах мы находим два противоречивых решения вопроса о происхождении языка, отражающих различные исторические эпохи воззрений на эту проблему. В I главе книги Бытия сказано, что бог творил словесным заклинанием и сам человек был сотворен силой слова, а во II главе той же книги рассказывается, что бог творил «молчком», а потом привел к Адаму (т. е. к первому человеку) всех тварей, чтобы человек дал им имена, и как он назовет, так чтобы и было впредь.

В этих наивных легендах уже обозначились две точки зрения на происхождение языка:

1) язык не от человека и 2) язык о т человека.

В различные периоды исторического развития человечества этот вопрос решался по-разному.

Внечеловеческое происхождение языка первоначально объяснялось как «божественный дар», но не только античные мыслители дали иные объяснения этому вопросу, но и «отцы церкви» в раннем средневековье, готовые признать, что все исходит от бога, в том числе и дар речи, сомневались, чтобы бог мог превратиться в «школьного учителя», который бы обучал людей словарю и грамматике, откуда возникла формула: бог дал человеку дар речи, но не открыл людям названия предметов (Григорий Нисский, IV в. н.э.).

Со времен античности сложилось много теорий происхождения языка.

1. Теория звукоподражания идет от стоиков и получила поддержку в XIX и даже XX в. Суть этой теории состоит в том, что «безъязычный человек», слыша звуки природы (журчание ручья, пение птиц и т.д.), старался подражать этим звукам своим речевым аппаратом. В любом языке, конечно, есть некоторое количество звукоподражательных слов типа ку-ку, гав-гав, хрю-хрю, пиф-паф, кап-кап, апчхи, xa-xa-xaи т.п. и производных от них типа куковать, кукушка, гавкать, хрюкать, хрюшка, ха-ханъки и т.п. Но, во-первых, таких слов очень немного, во-вторых, «звукоподражать» можно только «звучащему», а как же тогда назвать «безгласное»: камни, дома, треугольники и квадраты и многое другое?

Отрицать звукоподражательные слова в языке нельзя, но думать, что таким механическим и пассивным образом возник язык, было бы совершенно неправильно. Язык возникает и развивается у человека совместно с мышлением, а при звукоподражании мышление сводится к фотографии. Наблюдение над языками показывает, что звукоподражательных слов больше в новых, развитых языках, чем в языках более примитивных народов. Это объясняется тем, что, для того чтобы «звукоподражать», надо в совершенстве уметь управлять речевым аппаратом, чем первобытный человек с неразвитой гортанью не мог владеть.

2. Теория междометий идет от эпикурейцев, противников стоиков, и заключается в том, что первобытные люди инстинктивные животные вопли превратили в «естественные звуки» - междометия, сопровождающие эмоции, откуда якобы произошли и все иные слова. Эту точку зрения поддерживал в XVIII в. Ж.-Ж. Руссо.

Междометия входят в словарный состав любого языка и могут иметь производные слова, как в русском языке: ax, ox и ахать, охать и т.п. Но опять же таких слов очень немного в языках и даже меньше, чем звукоподражательных. Кроме того, причина возникновения языка сторонниками этой теории сводится к экспрессивной функции. Не отрицая наличия этой функции, следует сказать, что в языке есть очень многое, не связанное с экспрессией, и эти стороны языка являются самыми важными, ради чего и мог возникнуть язык, а не только ради эмоций и желаний, чего не лишены и животные, однако языком они не обладают. Кроме того, данная теория предполагает наличие «человека без языка», который пришел к языку через страсти и эмоции.

3. Теория «трудовых выкриков» на первый взгляд кажется настоящей материалистической теорией происхождения языка. Эта теория возникла в XIX в. в трудах вульгарных материалистов (Л. Нуаре, К. Бюхер) и сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Но эти «трудовые выкрики» только средство ритмизации труда, они ничего не выражают, даже эмоций, а являются только внешним, техническим средством при работе. Ни одной функции, характеризующей язык, в этих «трудовых выкриках» обнаружить нельзя, так как они и не коммуникативны, и не номинативны, и не экспрессивны.

Ошибочное мнение о том, что эта теория близка трудовой теории Ф. Энгельса, просто опровергается тем, что у Энгельса ничего о «трудовых выкриках» не говорится, а возникновение языка связано с совершенно иными потребностями и условиями.

4. С середины XVIII в. появилась «теория социального договора». Эта теория опиралась на некоторые мнения античности (мысли Демокрита в передаче Диодора Сицилийского, некоторые места из диалога Платона «Кратил» и т.п.) и во многом отвечала рационализму самого XVIII в.

Адам Смит провозгласил ее первой возможностью образования языка. У Руссо было иное толкование в связи с его теорией двух периодов в жизни человечества: первого - «природного», когда люди были частью природы и язык «происходил» от чувств (passions), и второго - «цивилизованного», когда язык мог быть продуктом «социальной договоренности».

В этих рассуждениях зерно истины состоит в том, что в позднейшие эпохи развития языков возможно «договориться» о тех или иных словах, особенно в области терминологии; например, система международной химической номенклатуры была выработана на международном съезде химиков разных стран в Женеве в 1892 г.

Но совершенно ясно и то, что для объяснения первобытного языка эта теория ничего не дает, так как, прежде всего для того, чтобы «договориться» о языке, надо уже иметь язык, на котором «договариваются». Кроме того, данная теория предполагает сознательность у человека до становления этой сознательности, развивающейся вместе с языком (ниже о понимании этого вопроса у Ф. Энгельса).

Беда всех изложенных теорий состоит в том, что вопрос о возникновении языка берется изолированно, вне связи с происхождением самого человека и образованием первичных человеческих коллективов.

Как мы уже говорили выше (гл. I), нет языка вне общества и нет общества вне языка.

Существовавшие на протяжении долгого времени различные теории происхождения языка (имеется в виду звуковой язык) и жестов также ничего не объясняют и являются несостоятельными (Л. Гейгер, В. Вундт - в XIX в., Я. Ван-Гиннекен, Н. Я. Марр - в XX в.). Все ссылки на наличие якобы чисто «жестовых языков» не могут быть подтверждены фактами; жесты всегда выступают как нечто вторичное для людей, имеющих звуковой язык: такова жестикуляция шаманов, межплеменные сношения населения с разными языками, случаи употребления жестов в периоды запрета пользования звуковым языком для женщин у некоторых племен, стоящих на низкой ступени развития, и т.п.

Среди жестов нет «слов», и жесты не связаны с понятиями. Жесты могут быть указательными, экспрессивными, но сами по себе не могут называть и выражать понятия, а лишь сопровождают язык слов, обладающий этими функциями 1 .

Так же неправомерно выводить происхождение языка из аналогии с брачными песнями птиц как проявления инстинкта самосохранения (Ч. Дарвин) и тем более из пения человеческого (Ж.-Ж. Руссо-в XVIII в., О. Есперсен - в XX в.) или даже «забавы» (О. Есперсен).

Все подобные теории игнорируют язык как общественное явление.

Иное толкование вопроса о происхождении языка мы находим у Ф. Энгельса в его незаконченной работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», которая стала достоянием науки в XX в.

Исходя из материалистического понимания истории общества и человека, Ф. Энгельс в «Введении» к «Диалектике природы» так разъясняет условия появления языка:

«Когда после тысячелетней борьбы рука, наконец, дифференцировалась от ноги и установилась прямая походка, то человек отделился от обезьяны, и была заложена основа для развития членораздельной речи...».

О роли вертикального положения для развития речи писал еще В. фон Гумбольдт: «Речевому звуку соответствует и вертикальное положение человека (в чем отказано животному)», а также X. Штейнталь и И. А. Бодуэн де Куртенэ.

Вертикальная походка была в развитии человека и предпосылкой возникновения речи, и предпосылкой расширения и развития сознания.

Революция, которую человек вносит в природу, состоит прежде всего в том, что труд человека иной, чем у животных, - это труд с применением орудий, и притом изготовляемых теми, кто ими должен владеть, а тем самым труд прогрессирующий и общественный. Какими бы искусными архитекторами мы ни считали муравьев и пчел, но они «не ведают, что творят»: их труд инстинктивный, их искусство не сознательное, и они работают всем организмом, чисто биологически, не применяя орудий, а потому никакого прогресса в их труде нет: и 10, и 20 тысяч лет назад они работали так же, как работают и сейчас.

Первым орудием человека была освободившаяся рука, иные орудия развились далее как добавления к руке (палка, мотыга, грабли и т. п.); еще позднее человек перекладывает тяжесть на слона, верблюда, вола, лошадь, а сам лишь управляет ими, наконец, появляется технический двигатель и заменяет животных.

Одновременно с ролью первого орудия труда рука могла иногда выступать и в качестве орудий сообщения (жест), но, как мы видели выше, это не связано с «вочеловечением».

«Коротко говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них явилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим».

Таким образом, не передразнивание природы (теория «звукоподражания»), не аффективное выражение экспрессии (теория «междометий»), не бессмысленное «уханье» за работой (теория «трудовых выкриков»), а потребность в разумном сообщении (отнюдь не в «общественном договоре»), где осуществляется сразу и коммуникативная, и семасиологическая, и номинативная (а притом и экспрессивная) функция языка - главные функции, без которых язык не может быть языком, - вызвала появление языка. И язык мог возникнуть только как коллективное достояние, необходимое для взаимопонимания, но не как индивидуальное свойство той или иной вочеловечившейся особи.

Общий процесс развития человека Ф. Энгельс представляет как взаимодействие труда, сознания и языка:

«Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг...», «Развитие мозга и подчиненных ему чувств, все более и более проясняющегося сознания, способности к абстракции и к умозаключению оказывало обратное действие на труд и на язык, давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию». «Благодаря совместной деятельности руки, органов речи и мозга не только у каждого в отдельности, но также и в обществе, люди приобрели способность выполнять все более сложные операции, ставить себе все более высокие цели и достигать их».

Главные положения, вытекающие из учения Энгельса о происхождении языка, состоят в следующем:

  • 1) Нельзя рассматривать вопрос о происхождении языка вне происхождения человека.
  • 2) Происхождение языка научно нельзя доказать, а можно только построить более или менее вероятные гипотезы.
  • 3) Одни лингвисты этот вопрос решить не могут; тем самым этот вопрос, подлежащий разрешению многих наук (языковедения, этнографии, антропологии, археологии, палеонтологии и общей истории).
  • 4) Если язык «родился» вместе с человеком, то не могло быть «безъязычного человека».
  • 5) Язык появился как одна из первых «примет» человека; без языка человек не мог бы быть человеком.
  • 6) Если «язык есть важнейшее средство человеческого общения», то он и появился тогда, когда возникла потребность «человеческого общения». Энгельс так и говорит: «когда появилась потребность что-то сказать друг другу».
  • 7) Язык призван выражать понятия, которых нет у животных, но именно наличие понятий наряду с языком и отличает человека от животных.
  • 8) Факты языка в разной мере с самого начала должны обладать всеми функциями настоящего языка: язык должен сообщать, называть вещи и явления действительности, выражать понятия, выражать чувства и желания; без этого язык не «язык».
  • 9) Язык появился как звуковой язык.

Об этом говорится и у Энгельса в труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (Введение) и в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

Следовательно, вопрос о происхождении языка может быть решен, но отнюдь не на основании только языковедческих данных.

Эти решения носят гипотетический характер и вряд ли могут превратиться в теорию. Тем не менее, только так можно решать вопрос о происхождении языка, если основываться на реальных данных языков и на общей теории развития общества в марксистской науке.

Лекция 2

ГИПОТЕЗЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА

План

1. Проблема происхождения языка

2. Теории происхождения языка

2.1. Логосическая теория

2.3. Звукоподражательная теория

2.4. Междометная теория

2.5. Теория «трудовых команд»

2.6. Эволюционная теория

2.7. Социальная теория

Проблема происхождения языка

Вопрос о происхождении языка является одним из наиболее сложных и до конца не решенных в языкознании, ибо он тесно связан с происхождением самого человека. Современные языки находятся уже на достаточно высоком уровне развития, тогда как происхождение языка относится к эпохе с архаичными формами взаимоотношения людей. Считается, что формирование языка происходит тогда, когда человек по внешнему виду и уровню интеллекта приближается к современному человеку, когда человек стал способен организовывать коллективные формы трудовой деятельности, строить жилища, изготовлять орудия труда, оружие, одежду и т.п. Однако все теории происхождения языка являются гипотетичными.

В существующих теориях происхождения языка можно выделить два подхода к решению этой проблемы: 1) язык был создан искусственно некоей активной созидающей силой; 1) язык появился естественным путем.

Первая точка зрения, которую называют креационной теорией языка (от лат. creo «творю, создаю»), долгое время была преобладающей, расхождения наблюдались лишь в вопросе о том, кто создал язык и из какого материала. В античном языкознании этот вопрос формулировался следующим образом: создан ли язык «по установлению» (теория «тесей») или «по природе вещей» (теория «фюсей»)? Если язык создан по установлению, то кто его установил (Бог, человек или общество)? Если язык создавался по природе, то как соответствуют друг другу слова и свойства вещей, в том числе и свойства самого человека?

Теории происхождения языка

2.1. Согласно логосической теории происхождения языка (от лат. logos ‘слово, язык’) в основе зарождения мира лежало духовное начало – Бог, Дух, Слово, которое воздействовало на материю, находящуюся в хаотическом состоянии, и творило мир. Конечным актом этого творения явился человек.

В традициях многих религий Слово существует до появления человека, упорядочивает формы материи, находящейся в хаотическом состоянии, создавая в конечном итоге самого человека. В египетском Мемфисском богословском трактате за много веков до христианства высказывалась мысль о Логосе-Слове, созидающем мир. В священных книгах Тота, египетского бога мудрости и письма, утверждалось, что «Мысль есть Бог-Отец, Слово – его Сын, они неразрывны и связаны в вечности, и их единение есть жизнь. Мысль и Слово создают действие всемогущества». Аналогичная космологическая идея встречается у многих народов мира: например, аборигены Маршалловых островов считают, что в акте творения основную роль играли магические заклинания бога Лоа – небо, земля и люди порождаются его словом. Космологические представления африканского племени догонов основаны на том, что мир создан богом Амма не просто словом, а из его имени.

Идея Слова как творящего начала, первичности всего духовного в мире характерна и для библейской традиции: « В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», – говорится в Евангелии от Иоанна. По Библии носителем слова был Бог, каждый день творения мира освящался словом Бога. Сотворение мира происходило путем высказывания желаний, и акт говорения совпадает с актом творения. Мир был создан за шесть дней, и каждый этап миросозидания начинался примерно так: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет…». Таким же образом Он создал растения, животных и человека, который был сотворен по образу и подобию Его. Кроме созидающей силы, Бог обладает способностью устанавливать имена. Эту способность Он передал Своему образу и подобию – Адаму. Согласно тексту Библии, установление имен происходило в два этапа: сначала Бог создал слова «день», «ночь», «небо», «земля», «море», а затем Адам поименовал все остальное – животных и птиц.

Эту божественную теорию происхождения языка разделяли такие крупнейшие мыслители, как Платон (IV в. до н.э.), немецкие просветители XVIII в. И. Гердер, Г. Лессинг и др.

2.2. Наибольшее число гипотез породил второй вопрос – кто создал язык, какова природа тех сил и причин, которые вызвали к жизни язык? Вопрос же о материале, из которого строился язык, особых разногласий не вызывал: это звуки, рождаемые природой или людьми.

Развитие науки, прежде всего астрономии, физики, биологии, привело к появлению новых знаний о мире. Творящая функция божественного слова – Логоса – не соответствовала новым воззрениям человека. С точки зрения этики новой философии человек как существо мыслящее сам творил и преобразовывал мир. В этом контексте язык стал рассматриваться как продукт деятельности человека. Эти взгляды выразились в доктрине общественного (социального) договора , которая появилась в середине XVIII в. Адам Смит провозгласил ее первой возможностью образования языка. У Руссо было иное толкование в связи с его теорией двух периодов в жизни человечества: первого – «природного», когда люди были частью природы и язык «происходил» от страстей и чувств (passions), и второго – «цивилизованного», когда язык мог быть продуктом «социальной договоренности».

В этих рассуждениях зерно истины состоит в том, что в позднейшие эпохи развития языков возможно «договориться» о тех или иных словах, особенно в области терминологии; например, система международной химической номенклатуры была выработана на международном съезде химиков разных стран в Женеве в 1892 г. Но совершенно ясно и то, что для объяснения происхождения языка это теория ничего не дает, так как для того, чтобы «договориться» о языке, надо уже иметь язык, на котором «договариваются».

2.3. В соответствии со звукоподражательной теорией (которую отстаивали, в частности, древнегреческий философ-материалист Демокрит, немецкий философ и ученый Г. Лейбниц, американский лингвист У. Уитни и др.) первые слова языка были подражанием звукам природы и крикам животных (например, ку-ку, гав-гав, хрю-хрю, апчхи, ха-ха-ха ) и производные от них (куковать, гавкать, хрюкать, чихать, хохотать ). Но, во-первых, таких слов очень немного, и во-вторых, «звукоподражать» можно только «звучащему», а как же тогда назвать «безгласные» предметы – камни, дома, треугольники и многое другое (река, даль, берег)?

Отрицать звукоподражательные слова в языке нельзя, но думать, что таким механическим и пассивным образом возник язык, было бы совершенно неправильно. Язык возникает и развивается у человека совместно с мышлением, а при звукоподражании мышление сводится к фотографии. Наблюдение над языками показывает, что звукоподражательных слов больше в новых, развитых языках, чем в языках более примитивных народов.

2.4. Междометная теория (которую развивали немецкие ученые Я. Гримм, Г. Штейнталь, французский философ и просветитель Ж.-Ж. Руссо и др.) объясняла появление первых слов из непроизвольных выкриков (междометий), провоцируемых чувственным восприятием мира. Первоисточниками слов были чувства, внутренние ощущения, которые побудили человека использовать свои языковые способности. Таким образом, сторонники этой теории главную причину возникновения слов видели в чувственном восприятии мира, одинаковом у всех людей, что само по себе является дискуссионным. Конечно, междометия и их производные входят в словарный состав любого языка, но этих слов очень немного, даже меньше, чем звукоподражательных. Кроме того, причина возникновения языка сводится сторонниками этой теории к экспрессивной функции. Не отрицая наличия этой функции, следует сказать, что в языке есть очень многое, не связанное с экспрессией, и эти стороны языка являются самыми важными, ради чего и мог возникнуть язык, а не только ради эмоций и желаний, чего не лишены и животные, однако языком они не обладают.

2.5. Теория трудовых команд и трудовых выкриков, выдвинутая в XIX немецкими историками Л. Нуаре и К. Бюхером, сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Согласно этой теории, междометный выкрик стимулировался не чувствами, а мускульными усилиями человека и совместной трудовой деятельностью. Л. Нуаре утверждал, что мышление и действие были первоначально неразрывны, так как, прежде чем люди научились изготовлять орудия труда, они в течение продолжительного времени испробовали на различных объектах действия различных естественных предметов. При совместной работе выкрики и возгласы облегчают и организуют трудовую деятельность. Эти выкрики, которые вначале были непроизвольными, постепенно превратились в символы трудовых процессов.

Но эти «трудовые выкрики», справедливо подчеркивает А.А. Реформатский, только средство ритмизации труда, они ничего не выражают, даже эмоций, а являются только внешним, техническим средством при работе. Ни одной функции, характеризующей язык, в этих «трудовых выкриках» обнаружить нельзя, так как они и не коммуникативны, и не номинативны, и не экспрессивны.

2.6. Эволюционная теория происхождения языка, выдвинутая немецкими учеными В. Гумбольдтом, А. Шлейхером, В. Вундтом, связывала зарождение языка с развитием мышления первобытного человека, с потребностью конкретизации выражения его мысли: благодаря мышлению человек начал говорить, благодаря языку он научился мыслить. Таким образом, появление языка произошло в результате развития чувств и разума человека. Наиболее яркое выражение эта точка зрения нашла в трудах В. Гумбольдта. Согласно его теории, рождение языка было обусловлено внутренней потребностью человечества. Язык не только средство общения людей, он заложен в самой их природе и необходим для духовного развития человека. С точки зрения В. Гумбольдта, язык следует рассматривать не как мертвый продукт, а как созидающий процесс, как беспрерывную деятельность духа. Происхождение и развитие языка, по Гумбольдту, предопределяется, таким образом, необходимостью развития общественных отношений и духовного потенциала человека. Рассматривая язык как нечно непосредственно заложенное в человеке, как своеобразный дар человечеству от его внутренней природы, эта теория, однако, не отвечала на вопрос о внутренних механизмах перехода от доязыкового к языковому состоянию людей, хотя некоторые ее положения получили развитие в социальной теории происхождения языка.

2.7. Социальная теория происхождения языка была изложена Ф. Энгельсом в его труде «Диалектика природы» в главе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Возникновение языка Энгельс связывал с развитием общества: творцом исторического прогресса возникновения и развития является общество. Согласно этой теории возникновению человека предшествовал длительный процесс умственного развития животных, а появление человеческого общества коренным образом изменило развитие живых существ. Человек как общественное существо представляет собой высшую ступень развития живых организмов на земле; сознание, членораздельная речь и общественность являются существенными признаками человека. Ведущим фактором признается производительная деятельность, которая может быть только в обществе. Основой мыслительной и речевой деятельности является высокоразвитое строение нервно-мышечного аппарата человека. Предпосылкой расширения и развития сознания считается вертикальная походка человека. Как утверждает Ф. Энгельс, у людей появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим.

Таким образом, не передразнивание природы (теория звукоподражания), не аффективное выражение экспрессии (теория междометий), не бессмысленное «уханье» за работой (теория «трудовых выкриков»), а потребность в разумном сообщении (отнюдь не в «общественном договоре»), где осуществляется сразу и коммуникативная, и семасиологическая, и номинативная (а притом и экспрессивная) функция языка – главные функции, без которых язык не может быть языком, - вызвала появление языка.

Тем не менее, по последним данным биологических исследований мозга, вопрос о том, какие же именно мозговые структуры, позволяющие усваивать язык и пользоваться им, отличают человека от его ближайших эволюционных «родственников», человекообразных обезьян, остается открытым. Можно лишь утверждать, что становление соответствующих механизмов не было результатом эволюции – постепенного развития структур, позволяющих животным обмениваться простыми звуковыми сигналами (сигналами опасности, призыва самки или самца, выражения удовлетворения/неудовольствия, угрозы и т.п.). Как показали экспериментальные данные, искусственная стимуляция зон мозга обезьяны, анатомически соответствующих «зоне говорения» человека, не вызывает никаких звуковых реакций, что противоречит социальной теории происхождения языка.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему вопрос о происхождении языка является одним из наиболее сложных и дискуссионных в языкознании?

2. Какие теории происхождения языка вы знаете?

3. В чем сущность логосической теории происхождения языка?

4. Что такое доктрина общественного договора и в чем ее несостоятельность?

5. В чем сходство и различие междометной теории и теории «трудовых выкриков»?

6. В чем сущность эволюционной теории происхождения языка?

7. Изложите основные положения социальной (или трудовой) теории происхождения языка.


Похожая информация.


Существует ряд теорий и гипотез о происхождении языка, но ни одна из них не может быть подтверждена фактами в силу огромной отдаленности события по времени.

Звукоподражательная гипотеза

Принципы звукоподражательной теории попытался обосновать в конце XVII - начале XVIII века Готфрид Вильгельм фон Лейбниц (1646-1716). Великий немецкий мыслитель указывал, что существуют языки производные, поздние, и существует язык первичный, «корневой», из которого образовывались все последующие производные языки. По мысли Лейбница, звукоподражание имело место, прежде всего, в корневом языке и лишь в той мере, в какой «производные языки» развивали дальше основы корневого языка, они развивали вместе с тем и принципы звукоподражания. В той же мере, в какой производные языки отходили от корневого языка, их словопроизводство оказывалось все менее «естественно звукоподражательным» и всё более символическим.

Принимая звукоподражание как принцип происхождения языка, как принцип, на основании которого возник «дар речи» у человека, Лейбниц отвергает значение этого принципа для последующего развития языка. Недостатком звукоподражательной теории можно назвать то, что сторонники этой теории рассматривают язык не как общественное, а как естественное (природное) явление.

Гипотеза эмоционального происхождения языка (гипотеза междометий)

Важнейшим ее представителем был Жан-Жак Руссо (1712-1778). В трактате о происхождении языков Руссо писал, что «страсти вызвали первые звуки голоса». Цивилизация испортила человека, и язык, по мысли Руссо, испортился из более богатого, эмоционального, непосредственного сделался сухим рассудочным и методическим.

Шарль де Бросс (1709-1777), французский писатель-энциклопедист, наблюдая за поведением детей, обнаружил, как первоначально лишенные смысла детские восклицания, переходят в междометия, и решил, что первобытный человек прошел ту же стадию. Его вывод: первые слова человека - это междометия.

Этьен Бонно де Кондильяк (1715-1780), французский философ, полагал, что язык возник из потребности взаимопомощи людей. Его создал ребенок, так как ему нужно сказать матери больше, чем мать должна сказать ему. Кондильяк выделял три вида знаков: а) случайные, б) естественные (природные крики для выражения радости, страха и т.д.), в) избранные самими людьми. Крики сопровождались жестом. Затем люди стали использовать слова, которые первоначально были только существительными. При этом первоначально одно слово выражало целое предложение.

Английский натуралист Чарльз Дарвин (1809-1882) считал, что звукоподражательная и междометная теории - это два основных источника происхождения языка. Он обратил внимание на большие способности к подражанию у обезьян, наших ближайших родственников. Он также полагал, что у первобытного человека во время ухаживаний возникали «музыкальные кадансы», выражающие различные эмоции - любовь, ревность, вызов сопернику.

Эмоциональная теория получила своеобразное развитие в XIX - XX веке и стала называться теорией междометий.

Один из защитников этой теории русский лингвист Дмитрий Николаевич Кудрявский (1867-1920) считал, что междометия были своеобразными первыми словами человека. По мнению Кудрявского, в междометиях звук и значения ещё были соединены неразрывно. Впоследствии, по мере превращения междометий в слова, звук и значения разошлись, причем этот переход междометий в слова и был связан с возникновением членораздельной речи.

Гипотеза жестов

Выдвигали эту теорию Этьен Кондильяк, Жан Жак Руссо и немецкий психолог и философ Вильгельм Вундт (1832-1920), который полагал, что язык образуется произвольно и бессознательно. Но сначала у человека преобладали физические действия (пантомима). Причем эти «мимические движения» были трех видов: рефлекторные, указательные и изобразительные. Рефлекторным движениям, выражающим чувства, позже соответствовали междометия. Указательным и изобразительным, выражающим соответственно представления о предметах и их очертания, соответствовали корни будущих слов. Первые суждения были только сказуемыми без подлежащих, то есть слова-предложения: «светит», «звучит» и т.д.

Ж.-Ж. Руссо подчеркивал, что с появлением членораздельного языка жесты отпали как основное средство общения - у языка жестов немало недостатков: трудно пользоваться во время работы, общаться на расстоянии, в темноте, в густом лесу и т.д. Поэтому язык жестов был заменен звуковым языком, но полностью не вытеснен.

Жесты как вспомогательное средство общения продолжают использоваться современным человеком. Невербальные (несловесные) средства общения, в том числе жесты, изучает паралингвистика как отдельная дисциплина языкознания.

Гипотеза социального договора

Эту гипотезу поддерживал английский философ Томас Гоббс (1588-1679): разобщенность людей - их естественное состояние. Семьи жили сами по себе, мало общаясь с другими семьями, и добывали пищу в тяжелой борьбе, в которой люди «вели войну всех против всех». Но чтобы выжить, им пришлось объединиться в государство, заключив между собой договор. Для этого потребовалось изобрести язык, который возник по установлению.

Ж.- Ж. Руссо полагал, что если эмоциональные выкрики - от природы человека, звукоподражания - от природы вещей, то голосовые артикуляции - чистая условность. Они не могли возникнуть без общего согласия людей. Позднее по договоренности (по общественному договору) люди договорились об используемых словах. Причем чем более ограниченными были знания людей, тем обширнее был их словарный запас. Сначала каждый предмет, каждое дерево имели свое собственное имя, и лишь позже появились общие имена.

Трудовая теория Ф. Энгельса

В связи с трудовой теорией происхождения языка следует назвать работу Ф. Энгельса (1820-1895) «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Энгельс разъясняет условия появления языка: «Когда после тысячелетней борьбы рука, наконец, дифференцировалась от ноги и установилась прямая походка, то человек отделился от обезьяны, и была заложена основа для развития членораздельной речи…».

Вертикальная походка была в развитии человека предпосылкой возникновения речи, и предпосылкой расширения и развитии сознания. Революция, которую человек вносит в природу, состоит, прежде всего, в том, что труд человека иной, чем у животных, - это труд с применением орудий труда, и притом изготовляемых теми, кто ими должен владеть, а тем самым труд прогрессирующий и общественный.

Люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. В результате сформировался специфический орган: «неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляций для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим».

Таким образом, язык мог возникнуть только как коллективное достояние, необходимое для взаимопонимания. Но не как индивидуальное свойство той или иной вочеловечившейся особи. Энгельс пишет: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг человека постепенно превратился в человеческий мозг».

Теория спонтанного скачка

По этой гипотезе язык возник скачком, сразу же с богатым словарем и языковой системой. Высказывал гипотезу немецкий лингвист Вильгельм Гумбольдт (1767-1835): «Язык не может возникнуть иначе как сразу и вдруг, или, точнее говоря, языку в каждый момент его бытия должно быть свойственно все, благодаря чему он становится единым целым… Язык невозможно было бы придумать, если бы его тип не был уже заложен в человеческом рассудке. Чтобы человек мог постичь хотя бы одно слово не просто как чувственное побуждение, а как членораздельный звук, обозначающий понятие, весь язык полностью и во всех своих взаимосвязях уже должен быть заложен в нем. В языке нет ничего единичного, каждый отдельный элемент проявляет себя лишь как часть целого. Каким бы естественным ни казалось предположение о постепенном образовании языков, они могли возникнуть лишь сразу. Человек является человеком только благодаря языку, а для того, чтобы создать язык, он уже должен быть человеком. Первое слово уже предполагает существование всего языка».

В пользу этой гипотезы также говорят скачки в возникновении биологических видов.

«Рассмотрим несколько распространённых гипотез происхождения речи у гоминид. Ни одна из них не даёт исчерпывающего ответа на этот вопрос.

Гипотеза божественного происхождения языка. В представлениях народов, населяющих Азию и Индостан, язык был создан божественным началом. В некоторых сохранившихся писаниях отмечали, что язык создали мудрецы под покровительством Бога. Так, в индийских Ведах говорится, что установителем имен является Бог - Всеобщий ремесленник и господин речи. Он давал имена другим богам, а имена вещам устанавливали люди - святые мудрецы. В библейской легенде в первые три дня творения Бог называл крупные объекты сам, а когда перешел к созданию животных и растений, право установления имен было передано Адаму.

Гипотеза людей - изобретателей языка. Сторонником установления имен был Платон . Аристотель же считал, что слова являются знаками волнений души, впечатлений от вещей. Согласно некоторым представлениям, названия устанавливал государь или правитель. Каждый правитель в Китае начинал правление с исправления имен. Ж.Ж. Руссо и А. Смит считали, что язык возник как результат соглашения, договора, т.е. люди собрались и договорились о значении слов.

Гипотеза случайного изобретения языка. Е. Торндайк считал, что связь звуков со смысловым содержанием слов могла устанавливаться у отдельных индивидуумов случайно и затем при повторении фиксироваться и передаваться другим членам коллектива. Действительно, в разных языках нет соответствия между смыслом и звуковыми фонемами.

Гипотеза жизненных шумов. По мнению В.В. Бунака, речь возникла не на базе звуков, свойственных высшим обезьянам, а на основе жизненных шумов, сопровождающих обыденное поведение: это хрюканье, аканье, мяуканье и др. Их можно услышать при сборе пищи, на ночлеге, встрече с другими животными. Звуковые образы становились основным ядром в общении и подготавливали появление речи.

Гипотеза звукоподражания. Немецкий философ Лейбниц считал, что слова образовались благодаря стихийному инстинктивному подражанию тем впечатлениям, которые производили на древних гоминид предметы окружающей среды и животные, например «кукушка» - «ку-ку». Согласно гипотезе Л. Нуаре, древний человек подражал, в первую очередь, звукам, сопровождающим трудовые операции, например «тук-тук». Ещё Ч. Дарвин в книге «Происхождение видов» указывал на возможное происхождение речи путём звукоподражания. Подражание играет важную роль в имитации звуков при обучении речи у человека, но звуки, свойственные виду, могут быть освоены только при наличии развитого слуха и речедвигательных органов.
Тщетно пытались обучить обезьян звуковой речи человека. Кроме двух слов, «папа» и «чашка», молодой орангутан не мог выговорить ничего, так как у него иное, более высокое положение гортани и недоразвитый речевой аппарат. В целом же умение воспроизводить звуки, как это делают некоторые птицы, попугаи, вороны, скворцы, приматам несвойственно.

Гипотеза аффекта. Это одна из ранних гипотез, согласно которой речь возникла из бессознательных выкриков, сопровождающих разные эмоциональные состояния. Однако звуки, производимые в состоянии аффекта, возбуждения, не могли содержать смысловую нагрузку и обобщения. Некоторые Учёные полагают, что первыми реальными элементами речи были окончания произвольных выкриков, варьировавшихся по интенсивности (Jaynes, 1976). Постепенно эти звуки обособились и стали командами.
В одной из легенд рассказывается «как люди людьми становились»: «...Человек тогда обезьяна обезьяной был. И жил в самой середине Африки. Там тепло, еды и питья вдоволь. А тут погода «всё хуже и хуже. Начали полулюди шкуры волков и антилоп на себя натягивать, костры жечь. Да ещё пришлось охоту осваивать. А ночью, да в тумане? Как ни шагни - всё без толку. Нужда и заставила в голос кричать. Когда кто тигра видел - кричал: «Ой! Ой! Ой!». Но кричал по-разному. Если зверь близко: «Ой! Ой! Ой!», и бежать. А если далеко: «Ой... ой... ой!», и по делам пошел. Сто тысяч лет почти человек покрикивал и поревкивал и выучился короче кричать: «Ой!» - значит тигр, «Ай!» - далеко. Люди разного зверя по-разному боялись, и по их «оям» можно было не то что зверя угадать, но и разное другое. И становится человек все голосистее».

Гипотеза ручных жестов. Согласно В. Вундту , движение голосовых органов первоначально возникло как часть пантомимического комплекса - движений тела, рук, лица. Особое значение приобретают движения рук. У первобытных людей сначала была пантомима, сопровождаемая нечленораздельными звуками, как у обезьян, например сигналы опасности, привлечения внимания. Пантомима была слишком громоздка в повседневном общении. Звук становился образом отрезка пантомимы.

Н.Л. Марр считал, что вначале люди использовали намеренные движения рукой, связанные с разными действиями или предметами. Это могли быть изобразительные или указательные жесты. Но общение с помощью рук неэкономично, содержит небольшое число знаков. Звуковая речь отличается от жестов большей обобщённостью звуковых единиц, большей комбинаторной возможностью для обозначения разнообразных ситуаций, легкостью воспроизведения, экономичностью».

Дерягина М.А. , Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты, М., Изд-во «УРАО», 2003 г., с. 177-178.

Одной из самых сложных загадок в человеческой жизни является язык. Как он появился, почему люди предпочитают общаться с его помощью, откуда на планете столько разновидностей речи? Ответы на эти вопросы являются предметом научных исследований.

Биологические теории происхождения языка

Если мы рассмотрим происхождение языка, теории расскажут нам многое. Все они делятся на две группы: биологические и социальные.

Первая группа теорий утверждает, что развитие языковой сферы у человека связано с развитием его мозга и речевого аппарата. Это теория звукоподражания, которая гласит, что слова в речи человека появились как подражание явлениям окружающего мира. Например, люди слышали шум ветра, крик птицы, звериный рев и создавали слова.

Эта теория, объясняющая происхождение и подражанием природным звукам, вскоре была отвергнута. Действительно, есть слова, подражающие звукам окружающего мира. Но в основном звуки природы в наших городах уже не слышны, и новые слова создаются другими путями.

Происхождение языка, теории развития слов и словоформ - все это является предметом исследования филологов. Уже в древние времена этим занимались ученые, и свою роль сыграла некогда теория междометий. Она возникла в 18 веке.

Ее суть состоит в том, что первоначально слова выражали различные и первыми появились в речи эмоциональные выкрики.

Социальный договор

Многие исследовали происхождение языка, языкознание как наука развилось благодаря этим ученым. Постепенно биологические теории происхождения языка были отвергнуты, на смену им пришли социальные.

Такие теории возникновения языка появились еще в античности. утверждал, что люди договорились друг с другом о том, чтобы называть предметы определенным образом. Эти идеи развил французский философ Жан-Жак Руссо в восемнадцатом веке.

Взгляды Энгельса

Происхождение и развитие языка всегда привлекало ученых, которые стремились разрешить эту загадку. В 1876 году появилась работа Фридриха Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Главная идея, которую выдвигает Энгельс, состоит в том, что говорение способствовало превращению обезьяны в человека и развивалось все в коллективе во время совместных трудовых действий. Совместно с Карлом создал немало работ, посвященных развитию речи. Многие последующие гипотезы происхождения языка берут начало у Маркса и Энгельса.

По мнению Энгельса, язык и сознание тесно связаны друг с другом, и основой сознания является практическая активная деятельность человека. Постепенно, с развитием общества, появляются разные диалекты человеческой речи, а выражением сознания элитарных слоев общества становится литературный язык, который противопоставляется народному говору. Так, по мнению Энгельса, происходило развитие немецкого и английского языков.

Божественное происхождение языка

Язык, в том числе и литературный, представляет собой дар, данный человеку свыше Богом. Так считали многие мыслители прошлого. Григорий Нисский, видный христианский мыслитель, писал, что «дар речи дал человеку Бог». Похожих взглядов придерживался и По его мнению, речь была дана человеку божественными силами, и произошло этот в один момент, без предварительного развития. Вместе с созданием тела человека Бог вложил в него душу и способность говорить. С этой теорией вполне совпадает гипотеза моногенеза языков и библейская история о том, как Господь смешал говоры человеческие, так что они уже не могли понимать друг друга.

Эту версию развивали такие ученые, как Альфредо Тромбетти, Николай Марр, Александр Мельничук. Американский лингвист Моррис Сводеш доказал существование больших макросемей языков и наличие родственных связей между ними. Самая большая группа - ностратическая, в нее входят картвельские, дравидские, алтайские, эскимосско-алеутские говоры. Все они имеют общие черты.

Теперь рассмотрим происхождение некоторых из них.

Происхождение русского языка: древнерусский период

Русский язык является одним из самых распространенных в мире. На нем говорят примерно 260 миллионов человек. Занимает пятое место по популярности на планете.

История русского языка имеет несколько периодов. Начальный период его развития - древнерусский, который продолжался с шестого по четырнадцатый века нашей эры. Древнерусский период делится на дописьменный, то есть до 11 века, и письменный, с 11 века. Но с 11 века происходит распад древнерусского языка на отдельные диалекты. Это связано с нашествием монголо-татар, с разделением единой Руси на различные государства. Происхождение русского современного языка берет начало в более позднюю эпоху, но и в современности присутствуют архаические пласты лексики.

Старорусский период

Второй период развития - старорусский, который продолжался с четырнадцатого по семнадцатый века. В это время в одной культуре сосуществуют два разных пласта - это церковнославянский вариант русского наречия и собственно русский литературный язык, основанный на народном говоре. В итоге начинает доминировать московское койне.

История русского языка позволяет проследить, как он формировался, какие его особенности были утрачены в процессе формирования. Уже в старорусский период бесследно исчезли такие особенности, как был утрачен звательный падеж (который, правда, остался в украинском языке), были унифицированы типы склонения.

Русский национальный язык

Началом формирования русского национального языка можно считать середину семнадцатого века. Происхождение его современного варианта относят к более позднему периоду, а именно к 19 веку. Большое влияние на его становление оказал Александр Сергеевич Пушкин.

В семнадцатом и восемнадцатом веках постепенно сужается сфера употребления церковнославянской лексики, поскольку общество становится более светским и мирское оказывается в чести. В восемнадцатом веке закладываются нормы русской грамматики и орфографии, и большую роль в этом играет Михаил Васильевич Ломоносов. Его «Российская грамматика» становится основой для последующих ученых-лингвистов и всех, кого интересует русская грамматика, лексикология, морфология.

Творчество Пушкина окончательно сформировало русский литературный язык и позволило ему занять достойное место в мире. Русская национальная речь характеризуется тем, что роль заимствований в ней довольно велика. Если в семнадцатом веке они происходили из польского языка, в восемнадцатом - из голландского и немецкого, то в девятнадцатом веке на первый план выходит французский, а в двадцатом и двадцать первом веках - английский. И сейчас количество слов, идущих из английского, просто огромно.

Что еще известно ученым в такой области исследований, как происхождение языка? Теории многочисленны, особенно в отношении русского языка, но до конца этот вопрос не выяснен и на данный момент.

Как появился украинский язык

Украинский язык появился на основе тех же диалектов, что и русский. Происхождение украинского языка относят к четырнадцатому веку. В период с четырнадцатого по восемнадцатый века развивался староукраинский, а с конца восемнадцатого - уже современный украинский.

Основы литературного украинского языка разработал Иван Петрович Котляревский, который создал бессмертные произведения «Энеида» и «Наталка Полтавка». В них он остроумно соединяет мотивы античной литературы с современными ему реалиями. Но происхождение украинского наречия большинство ученых приписывает творчеству Именно последний вывел украинский на уровень, свойственный мировым языкам. Творчество Шевченко дало возможность украинскому заявить о себе. Такие произведения, как «Кобзарь», «Катерина», «Сон», были переведены на другие языки мира, а самого автора внесли в сонм самых известных писателей и философов, давших человечеству новые ценности.

Происхождение украинского языка изучают многие исследователи, в том числе известные канадские ученые.

Почему так известен английский

Английский язык считается самым распространенным в мире после китайского и испанского. Число людей, на нем говорящих, стремится к миллиарду человек.

Происхождение языков мира интересует всех, в особенности тех, кто изучает английский. Сейчас он широко используется в сфере бизнеса, торговли, международного сотрудничества, и это объясняется тем, что Британская империя завоевала полмира в девятнадцатом веке. В настоящее время огромное влияние на планете имеют Соединенные Штаты, официальным языком в которых также является английский.

История языка Шекспира делится на разные периоды. Древнеанглийский существовал с пятого по одиннадцатый века нашей эры, среднеанглийский - с одиннадцатого по пятнадцатое столетия, а с пятнадцатого по наше время существует новоанглийский. Надо сказать, что происхождение имеет много общего с происхождением английского.

В формировании речи британцев сыграли важную роль языки разных племен, живших на территории страны с давних времен, а также языки викингов, которые вторглись на остров. Позже в Британии появились норманны. Благодаря им в английском наречии появился большой пласт французских слов. Уильям Шекспир - это писатель, который внес огромный вклад в развитие языка жителей Его произведения стали культурным достоянием англичан. Происхождение языка, теории о котором так многочисленны, объясняется влиянием известных писателей.

Сейчас английский язык занимает лидирующее положение в мире. Это средство коммуникации в Интернете, науке и бизнесе. Большинство переговорных процессов в разных странах, дипломатическая переписка происходят на английском.

Количество его диалектов очень велико. Но противостоят друг другу английский и американский варианты.

© lekar-dv.ru, 2024
Lekar-dv - Медицинский портал