«Идеальный учитель. Мой идеал учителя - Апельсиновый блог — ЖЖ Идеал учителя в современном мире

27.12.2023

Идеальный образ учителя будущего у современного ученика формируется сегодня. Сегодняшние школьники – это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения. Таким образом, общество, как бы постоянно запаздывает. Какой же выход? Может быть, необходимо начинать менять сложившийся стереотип в обществе уже сегодня? Каким образом? Во-первых, должны произойти качественные изменения в образовании педагога. Акценты в образовании будущего учителя должны сместиться в сторону психолого-педагогических дисциплин, возможно, необходимо внедрение таких дисциплин, которые бы способствовали развитию в будущем учителе именно его творческой основы.

Об этом качестве учителя, как одном из важнейших, говорит Ф. Н. Гоноблин в своей книге «Очерки психологии советского учителя»: «предметом деятельности педагога являются живые люди с их сложнейшим многообразным и изменчивым психологическим миром». Учитель – это призвание, учительство – это служение, а не работа. Потому учитель должен работать не ради заработка, не для выживания или пропитания, а для исполнения своей миссии на земле.

идеальный учитель – это такой, для которого учительство – смысл жизни. Его высшая корысть – быть востребованным, желать и уметь отдаваться процессу, не ожидая ничего взамен. Это альтруизм в абсолютном значении…

Потому мы опустим в наших рассуждениях необходимость материальной базы, о которой должно заботиться государство, а значит – министерство образования, его низшие подразделения, в том числе департамент и директор, а также гражданское общество, в том числе спонсоры и меценаты. Дело учителя – учить, а дело общества – дать учителю достойные средства к существованию.

И больше не будем к этому возвращаться. Идеальный учитель никогда не самый яркий.

Он вообще не должен быть ярким, ибо он только передает через себя послание ученику.

Эссе: «Мой идеал учителя»

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь

В. О. Ключевской

Почему я стала учителем? Почему выбрала эту непростую профессию, этот жизненный путь? У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Может быть - это выбор, сделанный еще в школе, ведь именно там я встала на этот путь, путь педагога. Еще в 8 классе я сделала выбор в пользу психолого-педагогического класса, о чем сейчас совершенно не жалею. А может, это вовсе и не я выбрала эту профессию, а она..она долго и настойчиво выбирала меня?! Переступив порог класса, и впервые взглянув детям в глаза, поняла, что начинается совсем другая жизнь, совершенно не похожая на ту, которая была до этого. Ощущать себя учителем я начала в профессиональном учебном заведении. И сегодня все чаще задаю себе вопрос: каким должен быть идеальный учитель?

Идеальному учителю интересен процесс развития ребенка, его результаты, он удивляется и радуется его успехам, а ребенок чувствует, что интересен учителю. Идеальному учителю интересно формирование души, образа ребенка. Учитель должен знать, что у каждого ребенка разные родители, материальная обеспеченность, интеллектуальные способности, темперамент и характер.

Идеальный учитель это тот, который может внушить своему ученику, что он личность, что он полноценный член общества, что его взгляды разделяются и воспринимаются должным образом, что он имеет право на свое мнение и к этому мнению прислушиваются…

Идеальный учитель ни в коем случае не должен позволять себе унижать ученика, оскорблять, показывать свое превосходство или свою власть над ним. Иначе он сломает личность ученика.

Все дети талантливы. И моя задача – в каждом ребенке разглядеть талант и развить его. Это цель каждого моего урока. Ребенок тянется к красивому, прекрасному. И что же другое, кроме искусства (музыки, живописи, литературы, архитектуры) может помочь этому созданию стать лучше и совершеннее?!

Творческие способности ребенка можно понять и оценить, но нельзя измерить, особенно по нашей традиционной пятибалльной системе.

Идеальный учитель должен с первого «соприкосновения» с ребенком «отобрать» необходимый материал и «преподнести» так, чтобы ребенку стало интересно. А далее – ребенок «втягивается» в этот «процесс» и уже не может жить без прослушивания музыки, без посещения выставки или концерта. А далее он сам становится творцом прекрасного – рисует, сочиняет, придумывает. Как знать, может потом, когда-нибудь он тоже станет великим и известным, как многие великие и известные поэты, художники, композиторы?! И помогли ему таким стать нет, не мы, а красивое и прекрасное «великое искусство».

Духовный мир ребенка – как он труднодоступен! Он маленький и большой, закрытый и открытый, но всегда чистый, как лист бумаги. Это мы иногда «засоряем» его своим поведением, своим отношением к нему. Иногда мы бесцеремонно вмешиваемся, советуем, а его надо просто понять, а иногда и принять таким, какой он есть.

Люди, как и весь мир, бывают очень разными. Некоторые ходят медленно и вразвалку. Кто-то бегает вприпрыжку и ходит по бордюрам, блестя восторженными глазами. Кто-то любит петь, танцевать, а кто-то путешествовать.
Но…“Кто я?” Не раздумывая: “Я – учитель”. Наверное, правильнее было бы сказать: “Я – человек”, или “Я – девушка”. Но “Я – учитель!”
Учитель – не профессия, а образ жизни, сообразно которому он и живёт, спеша изо дня в день на уроки. Иначе это назвать нельзя, ведь мысли учителя и пусть даже будущего постоянно о школе во время учебы, на практике.

Именно во время практики я поняла, что никакой компьютер, даже самая совершенная техника, не может заменить живое, эмоциональное учительское слово. Дети, как «губки» - они впитывают в себя все, что говорит учитель, использую те же жесты, мимику. Учитель для ребенка – это идеал, к которому он хочет подражать. Для меня всегда таким идеалом служил Вячеслав Васильевич Белоглазов. Познакомилась я с этим педагогом, когда училась в 8 классе. Мне сразу стал близок его педагогический стиль (хотя тогда, такие термины я еще не знала). Зато знала, какого учителя я бы хотела видеть рядом с тобой. Каким он должен быть. Какой он – мой идеал. Вячеслав Васильевич удивил меня тем, насколько он разносторонне развитый и целеустремленный человек. Ставя перед собой, кажется недостижимые цели, он их с легкостью достигал. Так в 1967 году в амурской столице появились «Ровесники». В своем ансамбле он создал живой, целенаправленный процесс художественно- эстетического образования детей, когда старшие учащиеся в сотрудничестве с педагогами и родителями воспитывают младших и передают им знания, организаторские умения и навыки. Таким ансамбль остается и сегодня. Так же как и свой создатель, они ставят себе все новые и новые высоты и достигают их, выходя на мировой уровень. Он оставался учителем и для «ровесников» и для студентов педагогического института, несколько лет Вячеслав Васильевич Белоглазов руководил кафедрой педагогики в пединституте, ныне БГПУ.

Вячеслав Белоглазов создал отделение семейного воспитания, главная цель которого - формирование культуры отношения человека к самому себе, к другим людям, к природе и обществу, это оказание помощи растущему человеку в поисках смысла жизни, обогащении себя необходимыми знаниями, умениями для создания своих будущих семей.

К этому отчасти стремлюсь и я. Я знаю, каким педагогом я хочу быть. Я считаю, что будет целесообразно в моей дальнейшей работе с детьми выстраивать именно такие отношения взаимодействия всех трех субъектов учебного процесса учитель-ученик-родитель, как это делал Вячеслав Васильевич. Нужно помочь маленькому человеку не только погрузиться в мир знаний, но и раскрыть свой творческий потенциал.

Все, что невозможно постичь умом, нужно постигать сердцем. Нам нужно перестать учить детей методом «от головы к голове», необходимо учить «от сердца к сердцу»

Кто-то скажет: «Современная жизнь и научные достижения диктуют другие взгляды». Известный хирург Войно - Ясецкий на вопрос о том, видел ли он душу, когда оперировал сердце, ответил «Когда я делал операции на головном мозге, ума я там тоже не видел». Чтобы понять ребенка, не столько важно перечитать «горы» учебно-методической литературы, гораздо важнее - чувствовать ребенка, нужно думать как ребенок, нужно «стать ребенком».

Открой глаза! Распахни Душу! Призови на помощь сердце! И оглянись вокруг. Что увидят твои глаза?

Получить красный диплом учителя может каждый, но нет никакой гарантии, что это действительно тот человек, который сможет научить детей. Каждый учитель должен понять, что во все времена учитель всегда был просветителем. Самое главное достижение учителя – это ученик, ставший успешным в современном мире! Идеальный учитель приложит к этому максимум усилий, максимум душевных затрат.

Подписи к слайдам:

Мой идеал учителя

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. В.Ключевской

Каким должен быть идеальный учитель?

ИДЕАЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ Интересуется результатами, успехами ребенка Учитывает то, что все дети разные Видит в ребенке личность

Я – УЧИТЕЛЬ!

Учитель для ребенка – это идеал.

Вячеслав Васильевич Белоглазов. Кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РСФСР. Руководитель ансамбля 1967 - 1994

От сердца к сердцу

Спасибо за внимание


Эссе «Мой идеал педагога»

воспитателя детского сада

Поленовой Юлии Владимировны

«Кто в мир дошкольника раз попал, остался сердцем там навеки.
Ничто неважно в жизни так, как эти маленькие дети.
И воспитатель их ведет по первой жизненной дороге.
На все вопросы Что? Как? Где? найдут ответы педагоги.
И для родителей всегда готовы добрые советы.
Ведь для детишек мы живем на этой солнечной планете…»

Первая строка из отрывка этого стихотворения заставила меня, воспитателя детского сада, взяться за перо и порассуждать.

Профессия «воспитатель» обрела высокий уровень массовости и распространенности в современном обществе, но, несмотря на всё, в непростую эту профессию чаще всего приходят всё-таки по призванию!

Так же, как по призванию становятся учеными - практиками, инженерами - строителями, военными, хирургами и даже судьями.

Я с детства осознано готовилась стать акушером или, если ещё точнее сказать, помогать только что родившимся детям, быть врачом-неонатологом.

По ряду причин мечта моя не осуществилась, на Ямале, к сожалению, пока нет медицинской Академии, но обстоятельства сложились так, что с детьми я все-таки связала свою жизнь, а точнее профессию, получив педагогическое образование, педагога дошкольного образования – «воспитатель». И теперь, проработав воспитателем 11 лет, могу с уверенностью сказать, что не считаю слова из отрывка стихотворения «…кто в мир дошкольника раз попал, остался сердцем там навеки…» единственно верными. Могу с уверенностью сказать, зная ни мало примеров, многие педагоги, «в мир дошкольника раз попав» может, и остались там «навеки», но не «сердцем». «Идеал педагога» у каждого свой.

Дети – самая большая ценность на земле, это то, во имя кого мы живём. И доверить свое маленькое сокровище хочется тому, кто знает «настоящую цену» маленькому, по-настоящему, бесценному человечку.

Педагог – это в первую очередь авторитет и пример для подражания. И какими вырастут вверенные ему малыши, во многом зависит от него. Наверное, главное в профессии воспитателя – всем сердцем любить своих воспитанников, ведь чужих детей не бывает, а главный принцип в работе: «Детский сад для ребёнка - второй дом, а воспитатель - вторая мама».

В любой профессии главным качеством является профессионализм, но без любви к детям, незачем переступать порог детского сада.

Считаю педагога идеальным, если он отвечает двум «П», т.е. профессионал своего дела и высокопорядочен. «Профессионал» всегда достигнет цели своей деятельности, преобразовывая в педагогическом процессе все стороны личности воспитанника, формируя его отношения к самым различным сторонам жизни: обществу, природе, науке, друзьям, родителям, искусству, труду, творчеству, развивая способности, задатки, интересы, и много - много чему еще.

Если мы считаем конкретного педагога «высокопорядочным», значит он порядочен во всем, в любой сфере деятельности, в своих поступках, в любых мелочах, в отношениях с людьми разных национальностей, социального статуса или уровня культуры. Хочу привести пример. Если не сложились отношения с воспитанником или с его папой или мамой, изначально не пошел, как говориться «контакт», какой-то воспитатель бросит в сердцах: «можете уходить в другой сад», да и такое бывает. Мой «идеальный педагог» постарается, несмотря ни на что, полюбить этого ребенка, найти к нему «ключик», а не перенести негатив на него, никакие обстоятельства не отразятся на взаимоотношениях между ними. Вот так-то!

Без доброго и мудрого воспитания не может вырасти человек с большой буквы. Старания моего «идеального педагога» направлены на то, чтобы дети выросли честными и справедливыми гражданами своей страны, любящими окружающий мир, природу, людей, чтобы могли отличать хорошие поступки от плохих поступков, всегда умели достойно постоять за себя и своего товарища, чтобы могли любить, чувствовать и понимать прекрасное. Потому что он сам «любит», «ценит» и «понимает», потому что он сам, по – настоящему искренний и ему хочется доверять.

Я знаю точно: детей нельзя испортить добротой, любовью, уважением к его личности, я знаю точно, что эти постулаты и есть основа педагогики.

Кто – то из «Великих» сказал "…выбирайте всегда трудную дорогу, трудный путь, тогда точно дойдете…»

Я уверенна мой «идеальный педагог» идет всегда по «трудной» дороге, но уверенно и с легкостью!

Мой учитель не имеет конкретного имени. В моем сочинении нет указания и на конкретный предмет, который он преподает. Мой учитель может быть и лингвистом, и биологом, и математиком… Он существует вне времени. Такие учителя были в прошлом, есть сегодня, и будут завтра. А какой он, мой идеал учителя, я расскажу с помощью букв этого привычного слова «Учитель».

У – у чит, у важает мнение каждого ученика, у меет дарить радость и тепло, у меет доверять.

Ч – сочетает в себе ч естность, ч есть, ч истоту души, ч еловечность.

И – огромный и нтереса к работе, и нициативность и новые и деи.

Т – это т алант, чувство т акта и т ерпение.

Е – е динство всего перечисленного выше.

ЛЬ - безграничная л юбовь к Л юдям.

А теперь пусть прозвучит звонок на урок. Вы слышите приближающиеся шаги? Не сомневайтесь: это идет ваш любимый учитель!

Занятие № 2 Дидактическое обеспечение современного урока и его эффективность

Форма занятия: посещение и наблюдение урока в школе.

На занятии вы:

    самостоятельно повторите дидактические требования к построению урока;

    проведете наблюдение урока в школе, определите его тип и структуру на основе цели и содержания, выделите основные этапы урока, выясните педагогические условия и факторы, определяющие формирование конечного результата урока;

    самостоятельно проанализируете дидактическое обеспечение урока;

    осмыслите понятие эффективности современного урока.

Подготовка к занятию

    Самостоятельно повторите тему «Современный урок» (см. приложение № 1 и обязательную литературу).

    Ознакомьтесь со схемой записи наблюдения урока, планом его устного анализа (Приложение 1, 2).

Ход занятия

    Во время посещения урока внимательно наблюдайте за происходящим в классе и делайте протокольные пометки в соответствии со схемой наблюдения (приложение 1).

    В схему вносите также наиболее важное, существенное, что вы наблюдали в деятельности учителя.

    В примечании вы даете свои комментарии с точки зрения эффективного решения учителем дидактической задачи этапа, а также можете фиксировать действия учащихся на отдельных этапах урока.

    После окончания урока будьте готовы обсудить его, используя материал приложения 2.

Контрольное задание

Сделайте письменный дидактический анализ урока (Приложение 3).

Задание для самообразования (по желанию)

Просмотрите видеоурок по выбору и составьте его протокол

(приложение 1).

Видеоуроки

1.В/Ф «Урок географии в 7 классе. Тема: «Египет»

2.В/Ф «Урок русской литературы в 10 классе по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Основная литература

    Бабанский, Ю.К. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов / Ю.К. Бабанский, (и др); под ред. Ю. К. Бабанского. – М. : Просвещение, 1988. – С. 339-366, 385-441.

    Кашлев, С.С. Педагогика: теория и практика педагогического процесса: В 3 ч. Ч.2/ С.С.Кашлев.- Минск: Зорны верасень, 2008. – С. 85-89

    Педагогика: Учебник. / Л.П. Крившенко [и др.]; Под ред. Л.П. Крившенко. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 246-258, 291-310.

    Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед.вузов в 2 кн. / И.П. Подласый – М. : Владос, 2003. – Кн. 1. – С. 439-463.

Эссе: «Мой идеал учителя»

«Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь»

В. О. Ключевской

Почему я выбрала этот жизненный путь, эту непростую профессию? Мне кажется, что учителем надо просто родиться и ощущать себя учителем не только с того момента, когда ты, переступив порог класса и впервые взглянув детям в глаза, понимаешь, что начинается совсем другая жизнь, совершенно не похожая на ту, которая была до этого. Понимать и ощущать себя учителем надо гораздо раньше – возможно в школе, в институте.

Став учителем изобразительного искусства и технологии, я как бы открыла для себя новую страничку. И эта страница для меня самая увлекательная и интересная. Учитель изобразительного искусства не только учит рисовать учеников, а прививает в них положительные качества человека, воспитывает достойными гражданами своей Родины, своего народа. Как научить ребят любить Родину? Думаю, сердцем и любовью.

Идеальному учителю интересен процесс развития ребенка, его результаты, удивляется и радуется его успехам, а ребенок чувствует, что интересно учителю. Идеальному учителю интересно формирование души, образа ребенка. Учитель должен знать, что каждого из них сопровождают те или иные обстоятельства жизни – родители, материальная обеспеченность, интеллектуальные способности, склонность к сочувствию или к лидерству.

Идеальный учитель это тот, который может внушить своему ученику, что он личность, что он полноценный член общества, что его взгляды разделяются и воспринимаются нужным образом, что он имеет право на свое мнение и к этому мнению прислушиваются…

Идеальный учитель ни в коем случае не должен позволять себе – унижать ученика, оскорблять, особенно в присутствии сверстником, показывая свое превосходство или свою власть над ним при этом, показывая ему, что он стоит на какой-то нижней планке, принижать его умственные способности или обсуждать эти способности при других.

Все дети талантливы. И моя задача – в каждом ребенке увидеть талант и развить его. Это цель каждого моего урока. Если спросить у ребенка, зачем нужен учитель, он ответит: « Чтобы учить и ставить оценки». У вернувшегося из школы сына мама в первую очередь спрашивает, какую оценку он сегодня получил. До чего же важную роль играют оценки в школьной жизни! Сколько из-за них проливается слез, сколько рождается обид и восторгов, обманов и унижений.

Передо мной детские рисунки…

Это огромный мир, наполненный своим светом. Это образы, скрывающие в себе колоссальные возможности человеческой фантазии, интуиции, творческого воображения. Понять, оценить. Какой это не легкий и ответственный труд! Мы, конечно, понимаем, что оценка – это не цифра на полях тетради, не отметка в дневнике. Оценка – то, что мы ценим в ребенке, в его работе, в жизни, то, что он ценит в себе и в нас. А как оценивать художественное развитие ребенка, его творчество? Как понять его духовный мир? Творчество – это то, что рождается свободно, по внутреннему убеждению, из глубины души. Меня всегда поражает цвет и фантазия в детских работах. Нам, взрослым, очень трудно понять, чем руководствуется ребёнок в своём творчестве. Учитель может лишь предположить, в каком направлении будет двигаться его младший коллега, оценить, насколько удалось ребенку воплотить свой творческий замысел. Образы, предметы, линии, цвет в рисунках детей живут и разговаривают друг с другом, они плачут, радуются вместе с автором. Смешные человечки, зелёные кошки, цветные дожди, необычные деревья и животные - всё это у взрослого вызывает улыбку. Но для ребёнка это его жизнь, потому что всё, что делает ребёнок на плоскости листа, он делает с великой любовью, проживая и чувствуя каждый этап соей работы.

Творческие способности ребенка можно понять и оценить, но нельзя измерить, особенно по нашей традиционной пятибалльной системе. Со временем я поняла, что оценивать творчество нужно более тактично, используя другие критерии, которые я разработала. В результате учащиеся становятся более самостоятельными и уверенными в себе, перестают бояться получить на уроке плохую отметку. Духовный мир ребенка – как он труднодоступен! Он маленький и большой, закрытый и открытый, и всегда чистый, как лист бумаги. Мы «засоряем» его своим поведением, своей недосказанностью (нам всегда некогда!), своим отношением к нему. Нам кажется, что мы понимаем его, этот мир, и не понимаем его одновременно. Нам, порой, нельзя и близко « подходить» к нему, а мы вмешиваемся, советуем.

Ребенок тянется к красивому, прекрасному. И что же другое, нежели искусство (музыка, живопись, литература, архитектура) может помочь этому созданию стать лучше и совершеннее?!

Идеальный учитель должен с первого «соприкосновения» с ребенком «отобрать» необходимый материал и «преподнести» так, чтобы ребенку стало интересно. А далее – ребенок «втягивается» в этот «процесс» и уже не может жить без прослушивания музыки, без посещения выставки или концерта. А далее он сам становится творцом прекрасного – рисует, сочиняет, придумывает. Как знать, может потом, когда-нибудь он тоже станет великим и известным, как многие великие и известные поэты, художники, композиторы?! И помогли ему таким стать нет, не мы, а красивое и прекрасное «великое искусство».

Люди, как и весь мир, бывают очень разными. Некоторые ходят медленно и вразвалку. Кто-то бегает вприпрыжку и ходит по бордюрам, блестя восторженными глазами. Кто-то любит петь, танцевать, а кто-то путешествовать.
Но…“Кто я?” Не раздумывая: “Я – учитель”. Наверное, это неправильно. Наверное, правильнее было бы сказать: “Я – мать”, или “Я – женщина”. Но “Я – учитель!”
Учитель – не профессия, а образ жизни, сообразно которому он и живёт, спеша изо дня в день на уроки. Иначе это назвать нельзя, ведь мысли учителя постоянно о школе: днём, вечером, ночью, во время каникул и отпуска.

Никакой компьютер, даже самая совершенная техника, не может заменить живое, эмоциональное учительское слово. Дети, как «губки» - они впитывают в себя все, что говорит учитель, использую те же жесты, мимику. Учитель для ребенка – это идеал, к которому он хочет подражать. Это требует больших знаний, навыков и педагогического мастерства. Когда я готовлюсь к урокам, то стараюсь найти больше интересного и занимательного материала. Ведь вместе с детьми я тоже «учусь». Каждый учитель должен понять, что во все времена учитель всегда был просветителем. Самое главное достижение учителя – это ученик, ставший успешным в современном мире!

Получить красный диплом учителя может каждый, но нет никакой гарантии, что это действительно тот человек, который сможет научить детей. Учитель – это призвание, учитель должен быть от Бога, т. е. им надо родиться. Труд этот не легкий, кропотливый, а иногда не благодарный.

Но это все компенсируется, когда ты видишь первые робкие, неумелые линии и пятна, из которых постепенно выходят красивые рисунки, и блеск в глазах ребенка, с криком: - «У меня все получилось!».

Проблема личности учителя сложна и неоднозначна. Но сколько бы не было мнений на этот счет, наверное, главными критериями в этом вопросе должны являться не педагогическое образование, не стаж работы в школе, а искренняя любовь к детям. Очень важно, чтобы в жизни ребенка обязательно были люди, которые могли бы его понять и принять таким, как он есть.

Пока живут на свете учителя и ученики, мир находится в постоянном развитии, которое ведет к обновлению, духовному обогащению, моральному совершенству.

Эссе написала учитель МКОУ Шебертинская СОШ Пискунова Наталья Александровна.

© lekar-dv.ru, 2024
Lekar-dv - Медицинский портал